Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
 
 
Журналы
TOP 10
Пыль Калиостро
Поэты Донецка
Из книги «Последнее лето Империи». Стихи
Поезд. Стихи
Стихи
Метафизика пыльных дней. Стихи
Кабы не холод. Стихи
Галина Крук. Женщины с просветлёнными лицами
Поэты Самары
ведьмынемы. Из романа


Инициативы
Антологии
Журналы
Газеты
Премии
Русофония
Фестивали

Литературные проекты

Воздух

2014, №1 напечатать
  предыдущий материал  .  к содержанию номера  .  следующий материал  
Стихи
Маленький огонёк

Татьяна Щербина

Москва

Москву надо рисовать циркулем,
вставив иглу в Кремль.
Это кроваво-красный, или гранатово-клюквенный,
крепостной замок, за зубчатой стеной
с бойницами и амбразурами,
под ними — Ленин, Сталин, Свердлов, Дзержинский,
Суслов, Вышинский, Брежнев, Андропов —
не Древний Египет, но всё же.
Сторожевые башни — с пимпочками:
ночью сверкают красные звёзды, днём золотые орлы —
сувениры былых империй.
Циркуль чертит и чертит, чем шире круг,
тем виднее стороны света.
Восток — не для слабонервных,
слабонервным в Москве вообще делать нечего.
Кремль был сброшен с красной планеты Марс,
вместе с его обитателями.
Вот и пошли круги по земле, как по водам:
Бульварное кольцо, Садовое, едва досягаемая циркулем МКАД —
когда к ней привесили мешок, кружевная конструкция лопнула.
Москва — Много Нацио Нальный город,
невозможно выговорить, но это так,
монголцианальный, столица Соррийской Дерефации,
дыбовающей фенть и заг. Её налесение —
Тупин, сквомичи, гимранты, вакзакцы —
москвичи заговариваются из-за плохой экологии:
воздух — вроде веселящего газа, и тени бродят
по старым мостам, площадям, подворьям.

Тень сталина одних усыновила,
тень гитлера других усыновила,
джихада тень усыновила третьих
и тучный золотой телец четвёртых.
Есть неусыновлённые бродяги,
интеллигенты, тополя, сугробы,
менты, эвакуаторы, кофейни,
животные — к примеру, хомячки
и львицы светские, медведи-депутаты,
а в головах гнездятся тараканы,
друг другу все, как в Первом Риме, волки,
и что ни говори, любви покорны
лишь самые зелёные початки
и сжатые, прозревшие колосья.
Москва, пока кругами рисовалась,
была Сарай-Бату и третьим Римом,
Помпеями, вторым Ахетатоном,
магическим очерченная кругом —
на молнию закрытым чемоданом,
и дном его, и крышкой, а теперь
она всё тот же Рим — при Каракалле
он всё ж не тот, и Новая Москва —
Сарай-Берке — висит мешком, наш циркуль
не в состояньи сделать па-де-де,
сесть на шпагат, чтоб все рукоплескали.


Иерусалим

Бугенвилии, слишком алые, слишком розовые,
камни цвета хумуса, полукружья холмов.
Толстые стволы олив стоят крепостной стеной Гефсимании,
подрагивая листьями как датчиками.
В лабиринтах базара яркие краски и крики,
будто попугаи слетелись сюда на завтрак.
Меа-Шеарим — муравейник, хлопочущий и спешащий,
в одинаково чёрных шляпах и чёрном теле,
увешанном тонной пакетов:
конвейеру детей — конвейер еды, одежды, игрушек,
а вскоре и книг, хоть это всё та же Книга.
Лавки предметов культа пусты, величавы,
как дорогие европейские бутики, —
мезузы, волчки, талесы и серебряные подсвечники
у всех уже есть, а меховые шапки не по карману.
Яффо, Давид Хамелех — улицы как улицы,
только дома цвета хумуса — из иерусалимского камня
в старости, молодой он — как сливочная помадка.
В мусульманском квартале Старого города
торговый ряд — это Путь Скорби Иисуса,
в концентрированных окружностях Иерусалима
нет простора, чтоб волочиться за жизнью, как за красоткой,
нет двери с надписью «выход»,
а ворота с надписью «вход» заложены кирпичом.
Здесь жизнь — ожидание чуда, и чудо, что жизнь возможна.


* * *

Бог снимает фильм. Актёры играют своё,
ломая сценарий, собачатся, петушатся,
исполнительные пялятся в камеру,
как в ночное окно, за которым ни зги, но сказали же: в камеру.
Бог смотрит фильм, где актёры надевают орлиные головы
и львиные шкуры, режут баранов, едят и трубят в рога.
Актёров много, и все дерутся за роли.
Богу надоедают батальные сцены,
переходит на макросъёмку: чувства. Но и тут
боли и воли, вои, бои в юдоли —
Богу надоедает съёмочная площадка. Потустороннее,
в которое актёры не верят, врывается наводнением,
огненными шарами, птицы падают с неба,
люди бегут, проваливаясь в оркестровую яму.
Бог понимает, надо менять систему.
Вот самолёт вам, летайте теперь орлами,
поезд-змея сквозь лес повезёт и горы,
море — чистый алмаз в золотом песке,
что вам ещё — мультиварка и антихворость,
жук-машина в придачу, не превышайте скорость!
Снова воюют, лютуют, плюют, мухлюют,
из чего их делать — из мрамора, как Пракситель?
В статуях только и толк, что фото, а у меня — кино,
самодвижное, не сбывающееся до точки.
Электронным умом в металлическом теле
заменить скоропортящуюся клетчатку?
Ни капризов, ни мусора, но без свободы выбора —
стоп творенью, одна репродукция.
Программу Я знаю и так, сам писал.
Дикие кабаны, нежные козочки,
ужас ночи — летучие мыши, сияние дня — павлины,
вот каких нужно актёров, WWF, не людей.
— Павлины, говоришь?
Кошечки да собачки,
бурундучки полосатые, лошадиные скачки,
киты-дальнобойщики, медузы в балетной пачке,
все они лучше нас, мы уходим на роль заначки.
Мы устали играть и любить,
творить, изучать и молить,
и гадать, и сидеть, и стоять, и летать,
и павлиньи хвосты распускать
и пускать псу под хвост
все дары, превращённые в жвачки.


* * *

Маленький огонёк,
что ты горишь, горишь?
Силы в тебе с пенёк,
сам ты похож на шиш.
Заросли тел вокруг,
не остаётся след,
носятся чих и пук,
ты всё роняешь свет,
маленький огонёк,
там, где стеной огня
маетный рагнарёк
допекает меня.


  предыдущий материал  .  к содержанию номера  .  следующий материал  

Продавцы Воздуха

Москва

Фаланстер
Малый Гнездниковский пер., д.12/27

Порядок слов
Тверская ул., д.23, в фойе Электротеатра «Станиславский»

Санкт-Петербург

Порядок слов
набережная реки Фонтанки, д.15

Свои книги
1-я линия В.О., д.42

Борей
Литейный пр., д.58

Россия

www.vavilon.ru/order

Заграница

www.esterum.com

interbok.se

Контактная информация

E-mail: info@vavilon.ru




Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service