МоскваМоскву надо рисовать циркулем, вставив иглу в Кремль. Это кроваво-красный, или гранатово-клюквенный, крепостной замок, за зубчатой стеной с бойницами и амбразурами, под ними — Ленин, Сталин, Свердлов, Дзержинский, Суслов, Вышинский, Брежнев, Андропов — не Древний Египет, но всё же. Сторожевые башни — с пимпочками: ночью сверкают красные звёзды, днём золотые орлы — сувениры былых империй. Циркуль чертит и чертит, чем шире круг, тем виднее стороны света. Восток — не для слабонервных, слабонервным в Москве вообще делать нечего. Кремль был сброшен с красной планеты Марс, вместе с его обитателями. Вот и пошли круги по земле, как по водам: Бульварное кольцо, Садовое, едва досягаемая циркулем МКАД — когда к ней привесили мешок, кружевная конструкция лопнула. Москва — Много Нацио Нальный город, невозможно выговорить, но это так, монголцианальный, столица Соррийской Дерефации, дыбовающей фенть и заг. Её налесение — Тупин, сквомичи, гимранты, вакзакцы — москвичи заговариваются из-за плохой экологии: воздух — вроде веселящего газа, и тени бродят по старым мостам, площадям, подворьям. Тень сталина одних усыновила, тень гитлера других усыновила, джихада тень усыновила третьих и тучный золотой телец четвёртых. Есть неусыновлённые бродяги, интеллигенты, тополя, сугробы, менты, эвакуаторы, кофейни, животные — к примеру, хомячки и львицы светские, медведи-депутаты, а в головах гнездятся тараканы, друг другу все, как в Первом Риме, волки, и что ни говори, любви покорны лишь самые зелёные початки и сжатые, прозревшие колосья. Москва, пока кругами рисовалась, была Сарай-Бату и третьим Римом, Помпеями, вторым Ахетатоном, магическим очерченная кругом — на молнию закрытым чемоданом, и дном его, и крышкой, а теперь она всё тот же Рим — при Каракалле он всё ж не тот, и Новая Москва — Сарай-Берке — висит мешком, наш циркуль не в состояньи сделать па-де-де, сесть на шпагат, чтоб все рукоплескали. Иерусалим
Бугенвилии, слишком алые, слишком розовые, камни цвета хумуса, полукружья холмов. Толстые стволы олив стоят крепостной стеной Гефсимании, подрагивая листьями как датчиками. В лабиринтах базара яркие краски и крики, будто попугаи слетелись сюда на завтрак. Меа-Шеарим — муравейник, хлопочущий и спешащий, в одинаково чёрных шляпах и чёрном теле, увешанном тонной пакетов: конвейеру детей — конвейер еды, одежды, игрушек, а вскоре и книг, хоть это всё та же Книга. Лавки предметов культа пусты, величавы, как дорогие европейские бутики, — мезузы, волчки, талесы и серебряные подсвечники у всех уже есть, а меховые шапки не по карману. Яффо, Давид Хамелех — улицы как улицы, только дома цвета хумуса — из иерусалимского камня в старости, молодой он — как сливочная помадка. В мусульманском квартале Старого города торговый ряд — это Путь Скорби Иисуса, в концентрированных окружностях Иерусалима нет простора, чтоб волочиться за жизнью, как за красоткой, нет двери с надписью «выход», а ворота с надписью «вход» заложены кирпичом. Здесь жизнь — ожидание чуда, и чудо, что жизнь возможна. * * *
Бог снимает фильм. Актёры играют своё, ломая сценарий, собачатся, петушатся, исполнительные пялятся в камеру, как в ночное окно, за которым ни зги, но сказали же: в камеру. Бог смотрит фильм, где актёры надевают орлиные головы и львиные шкуры, режут баранов, едят и трубят в рога. Актёров много, и все дерутся за роли. Богу надоедают батальные сцены, переходит на макросъёмку: чувства. Но и тут боли и воли, вои, бои в юдоли — Богу надоедает съёмочная площадка. Потустороннее, в которое актёры не верят, врывается наводнением, огненными шарами, птицы падают с неба, люди бегут, проваливаясь в оркестровую яму. Бог понимает, надо менять систему. Вот самолёт вам, летайте теперь орлами, поезд-змея сквозь лес повезёт и горы, море — чистый алмаз в золотом песке, что вам ещё — мультиварка и антихворость, жук-машина в придачу, не превышайте скорость! Снова воюют, лютуют, плюют, мухлюют, из чего их делать — из мрамора, как Пракситель? В статуях только и толк, что фото, а у меня — кино, самодвижное, не сбывающееся до точки. Электронным умом в металлическом теле заменить скоропортящуюся клетчатку? Ни капризов, ни мусора, но без свободы выбора — стоп творенью, одна репродукция. Программу Я знаю и так, сам писал. Дикие кабаны, нежные козочки, ужас ночи — летучие мыши, сияние дня — павлины, вот каких нужно актёров, WWF, не людей. — Павлины, говоришь? Кошечки да собачки, бурундучки полосатые, лошадиные скачки, киты-дальнобойщики, медузы в балетной пачке, все они лучше нас, мы уходим на роль заначки. Мы устали играть и любить, творить, изучать и молить, и гадать, и сидеть, и стоять, и летать, и павлиньи хвосты распускать и пускать псу под хвост все дары, превращённые в жвачки. * * *
Маленький огонёк, что ты горишь, горишь? Силы в тебе с пенёк, сам ты похож на шиш. Заросли тел вокруг, не остаётся след, носятся чих и пук, ты всё роняешь свет, маленький огонёк, там, где стеной огня маетный рагнарёк допекает меня.
|