|
Инициативы
Антологии
Журналы
Газеты
Премии
Русофония
Фестивали
|
|
|
|
предыдущий материал . к содержанию номера . следующий материал  |
Стихи
|
Из книги «Часослов Ахашвероша»
Андрей Тавров
|
 |
Проголосовать за этот текст |
 |
Вы проголосовали за этот текст |
|
|
РОЖДЕСТВО I
Над Новой Гвинеей бабочка кру́жит, Тифон, волны бьются в Валгео, Салвати, Мисуле, на трёх островах. Море держит бомбардировщик, а бомбардировщика слон, и он стоит на китах о трёх головах.
Девушка Лейла матроса ведёт домой. Язык входит в её промежность, она кричит. Крик рождает устрицу с симметричной спиной. Она открывает окно, а там снег летит.
Там Иона плывёт в ките и костры горят, там пастух идёт, на спине короб неба несёт со звездой шевелящейся, словно рак в сачке, и стоят планеты, шепча, что больше никто не умрёт.
Там идёт верблюд о шёлковых двух крылах - лиловом и розовом, и там пуля свистит в рукав. От барака светляк марширует звездой в овраг, и месяц трясёт бородой, в плавниках, лукав.
К девушке Лейле приходят в полночь волхвы, вот родившийся Царь, говорят, разгружают осла. Рыбы ночи стучатся в окно, а взамен головы у погонщика перья и клюв кровавый орла.
Обдолбались, придурки, она с испугу орёт. А потом садится на камень рядом с волом, колыбельку качает, земляничную песню поёт - Призрел на рабу твою, алейхем, поёт, шолом.
У пещеры Ангел стоит и, как печь, горит. Что принёс тебе Бог, говорит, Адонай, говорит, - смерть он, Дева, тебе принёс - выплеснут из корыт эти люди Младенца, из тел своих жалких корыт.
Лейла смотрит в глаза верблюду - их три, и в лоб упирается бивень, - не дам, она говорит. И сама я - смерть, и остров во мне утоп, и я - смерть стрекоза, четвёртая из харит.
Смотрит сыну в глаза, их проходит насквозь, как ад, и смеётся тихо, шаря клешнёй-звездой. На её рукаве и платке семь костров горят, и Дракон сквозь сердце втыкает земную ось.
Мальчик бабочка, говорит, мальчик деточка, лев. Вот пойдёшь в пустыню - найдёшь лишь ветр да язык огненный. А слова к нему, а напев подберёт только тот, кто крылат и когтист, как бык.
Потому что смерть удлиняет жизнь, а слова удлиняют Бога до тиши, до немоты... Над Новой Гвинеей в Европе летит листва, и Клязьму держат на трёх фонтанах киты.
ВОСКРЕШЕНИЕ ГАБРИЭЛЬ
Лев в суховее принёс тебе красный зев, чтоб небо держать в белых стадах облаков, и завиток руна, как синий и горький зем- ли завиток - могилу, звезду кротов.
Матрос принёс тебе пульс - океан считать. Улитка - висок с пружиной, а град Милан евангелистов белых на синем и крест щита. И вогнутость волн, как бык, принёс океан.
Гавриил ничего не принёс, он спит, как ёрш, разгоняя сон слюдяной на двенадцать жал - в каждом видел тебя, в каждом высмотрел, выжил, вмёрз, а когда проснулся, всё воедино сжал.
Принёс огонь петуха да в ночи звезду, большую, в полголовы, чтоб слаще дышать, а ещё за кормою мшистую борозду, чтоб камушком падать, наутро дельфином встать.
Принесла тебе смерть с косой голубой платок, и напёрсток принёс света ведро с Христом. Я ходил возле губ, как рядом с китом поток, и взбивал планктон, как чёрной луной, хвостом.
Я в тебя вошёл и вышел с той стороны, оставив провал земли и семь на зубах планет и сухую звезду поперёк продольной струны, - продетый сквозь хрящ позвоночный всходящий свет.
Прости, что не как о живой, но так живее стократ. И цветок без имени разорвёт могилу плечом, и лев золотой подымет, как ком, штандарт, в переборках неба играя с тобой лучом.
ЯНВАРСКОЕ ПОСЛАНИЕ АХАШВЕРОША
Я не речь, говорит Ахашверош-баран, Я не слово, не ум, не имя. Скажите, ангелы, для чего вы в зубах и когтях алфавит принесли, на людскую погибель умножая сон, как чащоба - деревья? Что ты скажешь Елене, уткнувшись в лебедя языком, вместо красной гортани? Что скажешь деве, когда она стоит внутри тебя на коленях, как чёрный мерин ахейца в чёрном коне троянском - живое в мёртвом, а из локтей её и бёдер бьют родники, и из них лакают слон, гриф и дракон? Что ты ей скажешь, учуяв вечность и падаль, звук разгрызенной раковины и червя с раскалённым гвоздём внутри, её колени - внутри твоих. Её голос внутри твоего, её воспоминания внутри твоей подлой и вёрткой памяти? И язык её, словно вепрь, разрывает жёлуди твоего тела. Что ты ей скажешь, какую букву? Что ты скажешь себе самому, если его найдёшь? Скажи ему саранча в щитах и доспехах, скажи ему храп коня блед, коня блюд, коня блядь, коня блуд, гниющего победоносно заживо над горой поверженных тел - не Барни придумал это в Кремастере - Патмос.
Я не речь, говорит Ахашверош. Я - баран. Я нахожусь между тем, о чём говорю, и тем, про что я молчу, - не просто в живой пустоте, но в паузе, и это - чтобы воскресли и тело, и слово. Пройденные дороги, степи, шляхи, хайвеи, раздолбанные просёлки давят мне в спину, как матрас всеми пружинами сразу, и из груди моей торчит голова леопарда - моя Оранта. С шерсти моей течёт мёртвая, как Лазаря плоть, вода. Меж тем, о чём говорю и о чём молчу, - отыщи меня. Я там, как буйвол в москитах, хриплю, из глотки течёт пламя и бежит по земле - и моря полыхают, в них сгорают гнилая кровь и гнилые яхты. Я - суд миру. Пройди меня - свою смерть, - и найдёшь себя. И смерть станет пружиной рождения под языком, под правым сосцом, под каждым волосом с жалом гадюки. Но только ты сам можешь это свершить - на форуме под падающим, как спиртовое пламя, снегом, за прилавком супермаркета, набитого мёртвыми животными и живыми минотаврами, за рулём яхты с крылом морщинистым птеродактиля, вместо ночного шёлка, на груди у подруги, срезав ей веки бритвой, а чаще - в прозябанье Ионы, под сталагмитами чёрного солнца, в мерном уюте меж героином и юридическим казусом, из прорехи которого лезут мёртвые осы. Я твоя смерть, твой верблюд, твоя вечная дева. Отвергая бога, глотаешь Рака, красного, словно опухоль. Глотаешь время и дали - двух поросят. Не важно, убил ты бога или родил, а важно пламя, в котором ты сам стал Богом - нелепым словом из пяти букв, где одна похожа на виселицу, вторая на руль лендровера, а последняя на тело девки, раскинувшей голые ляжки. Всё это я говорю в тишине. Я говорю для вепря, осла и мухи - я говорю для придорожного камня и ногтя, для трёхгодичной давности квитанции об уплате. И огонь брызжет из пасти моей, вопя, как петух, с добрым утром. Я говорю это, лёжа в песке, чтобы встать и плюнуть в то углубленье, откуда я родом. Сколько квадриллионов ангелов оживит мой плевок! Не ищи деву - она в тебе. Не ищи дерева - оно в тебе. Не ищи пещеру с вороной - она в тебе. И не ищи Бога. Червь о ста тысячах крыл летит надо мной, с женской грудью, с головой мёртвого кролика, разрушает миры. А я пью из следа верблюда протухшую воду и продолжаю путь.
ДЕНЬ МУЧЕНИЦЫ ТАТИАНЫ
Посияла зеленью желатиновая звезда - ушла, тучи пришли, свинцовые, будто водопровод. Вот и снег летит, гудя, как подъём с крыла лебедя-пса, и купол под ним ревёт.
Додекаэдры, кубы, октаэдры, пирамиды, шар - этот снег и гремуч и бел, как над Римом миры, татуированным небом себя до простейших сжал фигур - на улицах снежных стража палит костры.
Её, деву белее снега и с небом в глазах, били прутьями, но кровь не с неё - со стражи текла, и солдат говорит, заедая октаэдром страх: почему не кричишь? Каким ты чудом цела?
А она говорит: что снаружи, то и внутри - у меня под кожей стоит апельсиновый шар, в нём четыре ангела, зелёные, как пруды, ваши прутья ломаются об их непорочный шарф.
- Я их тоже вижу, - говорит солдат, но у тебя, - говоришь, - поют, а у нас сокрушают кость. - Что пенье внутри, то снаружи огненный плат, свист батога, раскалённых угольев горсть!
И тогда солдаты уверовали и крестились кровью в Христа. Но пришли другие, взяли за белые плечи, свели её в цирк. Лев идёт по арене, как огонь на когтях по форме креста. А и снег-то летит, как миры, словно с саблей кривой сарацин.
И кружат додекаэдры, кубы, шары, пирамиды вверху, приближаясь, танцуя, и улицы в полночь белы. Кипарисы как вата, и статуя Марса в снегу. И стража ночная несёт на носилках костры.
А лев ходит вокруг и рвётся, как в вихре огонь, держит репу из бронзы в когтях, в другой лапе - божий глагол из секретного сплава, что фалл золотит и ладонь и сплеча в горностай одевает, коли взаправду гол.
Говорит Татиана: у меня внутри ходит лев, там зовётся он Марк, там он грозен, улыбчив, горяч, и поёт он святой да единый, вовек неразменный напев, и в райских садах он со мною играет в мяч.
И когда снаружи за волосы взял палач, то внутри граф Шувалов на подпись отнёс указ, и не Севе́р Александр клал каблук на зелёный палас, а Иван Иванович, граф, Моховой золотил рукав.
Альма Матер стоит, гаудеамус, Университет, золотым рукавом держит голубя у груди, и шумят тополя, и в Москве разбежался свет, тополиный да яблочный, в белую грудь колотить.
А потом Казаков Матфей, с Татианой в шаре внутри горячей печени, выстроил церковь, гремя клешнями в снегу, и летели над ней шары, пирамиды и кубы, как вспышки из-под кремня.
Если эти тела по порядку друг в дружку вложить, их вписав предварительно в сферы, получим ряд восходящих орбит - вот Меркурий по кругу бежит, вот Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн друг за другом спешат.
Кеплер Иоганн их вкладывал, горячась, догоняя с Платоном гармонию, музыку сфер, и расчёл и вычел, и вынул ребро, как часть ангельских кантик, и пением держится свет.
Возьми же мой выстрел сердца, дева-любовь, как снежок разломай, словно клетку грудную льва. Все миры снаружи бегут, лишь покуда бровь внутри, словно снежный мост, весь в буквах от веры, жива.
И покуда цапля-любовь внутри на одной ноге, и клювом стоит чиста, и им до звезды достаёт, летят додекаэдры, кубы, шары, пирамиды к реке, и снег их горяч, и никто под ним не умрёт.
Пусть летит он, гудя, над садами, мостом, мостовой, над кремнём и собаками, когтем сжимая звезду, пусть куёт, как медведь косолапый и в латах с косой, и сгибает подкову, и дует в дуду на мосту.
Пусть кружится Татьянин снаружи, внутри и опять пусть летит этот снег, дом, как букву, собой серебря, и идёт снежный лев, держит в лапе, сияньем объят, мир как череп Адама, и звёзды в крови у ребра.
ПАМЯТЬ ИГНАТИЯ
Деревья являют телесную форму ветра, Волны дают жизненную силу Луне.
из «Дзэнрин Кушу»
Ветер идёт, окутывает деревья, но гнёт их внутренний ветер, согласие изнутри. Так и с подковой, так и с титаном на фризе, согнутым девой, как дышло. Смотри, как цветёт плавный рот его му́кой, как лилия в устье и в бризе.
Так и со всем остальным - прежде птицы согласье петь, прежде танцора - готовность к жесту, разымающему позвонки, прежде неба и мыса - внутренний тихий ветр, выгибающий глаз по форме мыса, реки. Туда, где готов её оттиск, заходит смерть.
Как два хора они поют - внешний и внутренний ветер, жизнь снаружи и жизнь изнутри; святой Игнатий их подсмотрел у Ангелов: согласье прежде совета, понимание прежде вопроса, смысл прежде рождённого слова, два хора, изгибающие друг друга, - теченье и водоросль.
Бег формирует коня, а слово любви - губы, и время - лишь пластика выпуклых от напора глаз. Всё - взаимообратимо, одновременно. Два льва идут - на них золотые шубы, внутри их - зрячий, золотой, словно мышцы, газ.
На трибунах гудит толпа. В позвонках у них светляки. Разорванный мученик ложится во львов, как в ров, и ангелы одевают, как мальчики, золотые венки и поют антифон, словно переливают кровь из правой своей, косматой, как кровь, руки
в левую. Только музыка уравновесит льва внутри человека и человека внутри льва. Согласье прежде, чем просьбу. Тишину и слова, врастающие, как медленная трава, втянуться в формы, откуда звуки ушли.
Так ангел голос вкладывает меж когтей, так череп тает в медленный умный свет и рука под перчаткой находит чужую тень, и львиная лапа, как Бог, оставляет след меж двух голосов и между живых бровей.
|
|
|
 |
 |
Читайте также
Номера журнала
 |
 |
 |
 |
2021, №42 2021, №41 2020, №40 2019, №39 2019, №38 2018, №37 2018, №36 2017, №2-3 2017, №1 2016, №3-4 2016, №2 2016, №1 2015, №3-4 2015, №1-2 2014, №4 2014, №2-3 2014, №1 2013, №3-4 2013, №1-2 2012, №3-4 2012, №1-2 2011, №4 2011, №2-3 2011, №1 2010, №4 2010, №3 2010, №2 2010, №1 2009, №3-4 2009, №1-2 2008, №4 2008, №3 2008, №2 2008, №1 2007, №4 2007, №3 2007, №2 2007, №1 2006, №4 2006, №3 2006, №2 2006, №1
|
 |
 |
 |
 |
Продавцы Воздуха
МоскваФаланстер Малый Гнездниковский пер., д.12/27 Порядок слов Тверская ул., д.23, в фойе Электротеатра «Станиславский» Санкт-ПетербургПорядок слов набережная реки Фонтанки, д.15 Свои книги 1-я линия В.О., д.42 Борей Литейный пр., д.58 Россияwww.vavilon.ru/orderЗаграницаwww.esterum.cominterbok.se
|
|