|
Инициативы
Антологии
Журналы
Газеты
Премии
Русофония
Фестивали
|
|
|
|
предыдущий материал . к содержанию номера . следующий материал  |
Статьи
|
В лесу под Кёльном
К стихотворению Елены Шварц «Два надгробия»
|
В далёком Ленинграде начала восьмидесятых мне однажды довелось услышать, как Борис Понизовский, гениальный режиссёр людей и идей, разговаривал с одной юной поэтессой о её стихах. Поэтесса была хрупкой, большеглазой, немного скованной девочкой, все взрослые мужчины были в неё слегка влюблены и пытались разбить невидимый хрустальный шар вокруг неё, не пропускавший никакие раздражители внешнего, чувственного мира. Посмотрите, - так говорил Понизовский, - какие у Вас культурные, интеллигентные стихи! Как будто Вы осторожно проходите по залам музея. Или расставляете экспонаты в выставочном зале. Всё утончённо, всё продумано. Но посмотрите, как Елена Шварц обращается с тем же материалом. В её стихах культура расположилась, как посуда на кухне, как бельё в тазике. Это её быт, она с этим, она в этом живёт - и не церемонится! Она блюёт культурой, она потеет ею. И это единственно правильное отношение. Слишком большой пиетет перед культурой вреден поэту. Не помню, как повернулся разговор, но к теме это сейчас не относится. Понизовский назвал в нём одну очень важную вещь: Елена Шварц в семидесятых годах легко преодолела то, что было серьёзной ловушкой для нескольких поколений, выкарабкивавшихся из советского невежества. Этой ловушкой было слишком трепетное, музейное отношение к той культуре, которую они ускоренно усваивали. При этом у Шварц нет насмешки, пародии, выворачивания материала наизнанку. Она остаётся сосредоточенно серьёзной, даже если шутит. Другое дело, что это её врождённое качество, подделать его, воспользоваться её примером было бы невозможно - милая девушка если бы даже и попыталась, то всё равно бы не смогла. Елена Шварц преодолевает пространство и время мировой культуры с лёгкостью акробата и уверенностью лунатика. Она уходит в запредельные пространства и возвращается с удивительными существами, уже доместицированными: китайская лиса, римская Кинфия, Божий воробей. Можно взять почти любое её стихотворение и удивиться этому качеству. Стихотворение "Два надгробия" охватывает девятнадцать столетий и располагается в них свободно и почти безотчётно, как в домашних тапочках. Написано оно было в 1990 году, а это означает, что миропорядок, который, казалось, был рассчитан на века, в действительности уже оседал, как снежная баба. Мировая держава СССР занимала ещё своё место в географическом атласе, но была уже на дороге к атласу историческому - к Древнему Риму и Священной Римской Империи Германской нации. Елена Шварц уловила и записала это движение в режиме реального времени. Это стихотворение - сейсмограмма. Грандиозные исторические сдвиги не отменяют простых забот частного человека. Несчастье друга, потерявшего жену, вписывается в круг мировой истории. Не шумящие зимние дубы, стоящие, как на славе Рима, на щите жёстких лиловых листьев, сопровождают прогулку по наряженным к Рождеству улицам, смотрят из древней германской тьмы на весёлый немецкий уют. И всё это видит поэт, в результате совершенно неожиданной разгерметизации границ совершенно неожиданно оказавшийся в Кёльне. Всё заключено во всём, всё связано со всем. Всё всех касается. Всё, что произошло, остаётся навсегда. Вот один из ключей к магии этого и других стихотворений Елены Шварц.
Елена Шварц
ДВА НАДГРОБИЯ
Вздрагивает весна. Телятся коровы. Легионер умирает в далёком городе Убир, В будущем Кёльне. На берегу большой реки - последней, - За которой круглится плечо Европы, Опускаясь бессильно в море, Глубокое море.
Ещё не так стар. Перед смертью Снесли его товарищи в Термы, На дверях козлы с рыбьими хвостами. Это новые веянья? Новые формы? Нет, это древне́е Рима.
- Поблиций, - говорят ему солдаты, - Мы тебе воздвигнем такое надгробье - Выше ворот, что твой Цезарь. Посередине ты в полный рост, со свитком Стихов любимых, Чтоб они были с тобою и в смерти. А мы останемся у твоей могилы, Никуда не пойдём отсюда - Потому что Империя наша крошится, Как засохший хлеб, Как гнилая палка. -
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
И вот через девятнадцать столетий Мы стоим с моим другом в лесу под Кёльном, У новенького надгробья, Под которым лежит жена его, Лена, Смотрим на светлый камень С вбитым в него православным распятьем, Там же выбито его имя - "Это чтоб хлопот было меньше". За спиной оседает, как снежная баба, Империя наша. Нету Рима, но нету Германии тоже.
В Рождество Германия в оспе свечек, Тёплый туман льётся в леса дубовые, Что стоят на листьях лиловых, Как на щитах медных, Как на славе римской.
(1990)
Когда я писала этот текст, Лена была ещё в сознании, её ещё можно было отвлечь и увлечь разговорами. По мере сил я и пыталась это сделать. Я спросила Лену, о каком её стихотворении, связанном с городами, она бы хотела, чтобы я написала (для одного немецкого проекта). Она выбрала это. Сегодня я написала бы по-другому, но этот текст Лена прочитала и одобрила. Мы его обсуждали, и немецкий, и русский варианты, и она попросила меня убрать выражение «Grand Dame русской литературы». Я убрала. Она была, конечно же, права. Мне просто хотелось каким-то простым и сжатым способом сказать, как высоко я её ценю. После 11 марта сказать это легко. Мне кажется, сегодня плачет вся природа, как в день, когда был растерзан Орфей.
12 марта 2010
|
|
|
 |
 |
Читайте также
Номера журнала
 |
 |
 |
 |
2021, №42 2021, №41 2020, №40 2019, №39 2019, №38 2018, №37 2018, №36 2017, №2-3 2017, №1 2016, №3-4 2016, №2 2016, №1 2015, №3-4 2015, №1-2 2014, №4 2014, №2-3 2014, №1 2013, №3-4 2013, №1-2 2012, №3-4 2012, №1-2 2011, №4 2011, №2-3 2011, №1 2010, №4 2010, №3 2010, №2 2010, №1 2009, №3-4 2009, №1-2 2008, №4 2008, №3 2008, №2 2008, №1 2007, №4 2007, №3 2007, №2 2007, №1 2006, №4 2006, №3 2006, №2 2006, №1
|
 |
 |
 |
 |
Герои публикации:
Персоналии:
Продавцы Воздуха
МоскваФаланстер Малый Гнездниковский пер., д.12/27 Порядок слов Тверская ул., д.23, в фойе Электротеатра «Станиславский» Санкт-ПетербургПорядок слов набережная реки Фонтанки, д.15 Свои книги 1-я линия В.О., д.42 Борей Литейный пр., д.58 Россияwww.vavilon.ru/orderЗаграницаwww.esterum.cominterbok.se
|
|