Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
 
 
Журналы
TOP 10
Пыль Калиостро
Поэты Донецка
Из книги «Последнее лето Империи». Стихи
Поезд. Стихи
Стихи
Метафизика пыльных дней. Стихи
Кабы не холод. Стихи
Галина Крук. Женщины с просветлёнными лицами
Поэты Самары
ведьмынемы. Из романа


Инициативы
Антологии
Журналы
Газеты
Премии
Русофония
Фестивали

Литературные проекты

Воздух

2008, №2 напечатать
  предыдущий материал  .  к содержанию номера  .  следующий материал  
Проза на грани стиха
Поэма Penthouse Pets

Владимир Ермолаев

Поэма Penthouse Pets

для того чтобы попасть в бассейн нужно пройти под полотном широкой дороги на бетонных стенах тоннеля огромные разноцветные граффити выполненные по заказу муниципалитета профессиональными художниками чтобы парни и девушки из студенческих общежитий не рисовали здесь что попало и они больше здесь не рисуют своё отношение к этой акции они выразили короткой надписью сделанной чёрной краской культура граффити изнасилована

в июле бассейн работает по сокращённому графику посетителей почти нет на первой дорожке три юные девушки и один мужчина он стоит в воде держась за поручни лестницы и глубоко дышит он так толст что взгляд приклеивается к нему на третьей дорожке двое парней плывут мощным брассом друг за другом я прикидываю сколько взмахов им нужно сделать чтобы проплыть эти полсотни метров средняя дорожка свободна

средняя дорожка это как раз для меня средний рост средние способности средний достаток увы я знаю мне никогда не перебраться на быструю дорожку не могу понять в чём дело что не так слабый удар ногами или неправильный гребок надо будет взять несколько уроков у профессионала впрочем зачем мне и здесь хорошо музыки сегодня нет тишина горит половина ламп дежурные куда-то ушли никто не следит за посетителями можно плавать хоть до закрытия

у белой стены столик и два пустых кресла я вспоминаю роман Кундеры самое начало сцена в спортивном клубе женщина лет шестидесяти выходит из бассейна улыбается и машет рукой инструктору её улыбке и жесту лет двадцать не больше пишет автор какой-то частью своего существа мы все живём вне времени добавляет он это всё что я помню странно от произведений Кундеры у меня в голове ничего не остаётся кроме нескольких фраз а ведь он известный писатель

вспоминаю ещё фильм «Синий» знаменитый фильм но помню из него тоже немного только Жюльетт Бинош плавающую в пустом зале до изнеможения её героиня внутренне мертва потому что её муж и дочь погибли в автокатастрофе и она умерла вместе с ними она думает лишь о мёртвых она не способна вернуться к жизни но в конце всё-таки возвращается музыка её мужа пробуждает в ней желание жить это всё что я помню из фильма усталое дыхание Бинош и сюжет

и ещё голубую воду бассейна где она плавает вода символ жизни я вглядываюсь в окружающую меня воду она ничем не отличается от той что снимал Кеслёвский такая же голубая и прозрачная опускаю взгляд и вижу на дне широкую чёрную линию проведённую посередине дорожки по этой линии вероятно ориентируются пловцы на соревнованиях мне сразу приходит на ум сравнение оно напрашивается само собой эта чёрная линия в голубой воде линия судьбы линия смерти

полоса заканчивается в нескольких метрах от края бассейна короткой поперечной чертой тоже символ и тоже удачный вам как бы говорят плавание закончилось конец дистанции смерть притаилась в глубине жизни она прячется там с первого дня странно что Кеслёвский не использовал этот выразительный образ но ведь он хотел показать возрождение всё равно он мог бы использовать этот символ ведь такие чёрные линии по-видимому есть в каждом бассейне

чёрная линия настраивает на философский лад я размышляю о смерти вернее о том что стало с представлением о смерти в нашей культуре у нас есть идея правильной жизни но где идея правильной смерти идея которая позволяла бы живым оставаться живыми а мёртвым оставаться мёртвыми и не терзать живых такой идеи нет всё сводится к детской вере в то что доплыв до края дорожки ты поворачиваешь обратно или выбираешься из воды в любом случае ты не умираешь по-настоящему

либо перевоплощение либо вечная жизнь такая вот вера в начале двадцать первого века а если ты считаешь что ничего подобного не происходит что в конце ты просто тонешь и чёрная полоса увлекает тебя на дно словно чёрная звезда или щупальце какой-то ужасной подводной твари если ты так считаешь то оказываешься без всякого плана жизни и умирания один на один с водой и чёрной линией заканчивающейся за несколько метров до края бассейна поперечной чёрной чертой

мышцу левой ноги сводит судорога я хватаюсь за пластмассовые кольца разделяющие дорожки отчего бывают судороги доктор от недостатка магния оттого что мышцы не растянуты или не разогреты растирая ногу я вспоминаю фантастический по напряжению матч Энди Роддика и Юнеса Эль-Айнауи в конце пятого сета юный американец едва мог ходить он резко сгибался от острой боли и хватался за мышцы бедра выиграл он этот матч или нет не помню а следовало бы если выиграл он герой

сводит и правую пожалуй придётся вылезать до закрытия бассейна ещё час но других посетителей нет толстяк и оба спортсмена уже в душевой я удивлённо разглядываю гениталии толстяка они такие крохотные их едва видно под его огромным раздувшимся словно рекламный шар животом размеры живота и того что под животом не связаны отношением прямой зависимости я это знал и раньше но никогда ещё свидетельство не было таким убедительным

а вот пловцам-спортсменам стесняться нечего впрочем и толстяк не стесняется может быть ему не до этого ведь это непросто ходить с таким животом я думаю о беременных вот бедняжки мои мысли бегут дальше я думаю о женских гениталиях они так же разнообразны как и мужские в этом я убедился на собственном опыте а также просматривая по ночам на канале TV1000 принадлежащем какой-то шведской компании эротические фильмы Penthouse Pets

где очень ухоженные и миловидные никакого сравнения с Adult Channel красотки медленно обнажаются нежно лаская себя и принимая самые замысловатые положения чтобы показать миллионам зрителей по обе стороны Атлантики что находится у них между ног зрелище поначалу захватывает но через несколько ночей приедается и всё же факт остаётся фактом женские гениталии столь же разнообразны по форме и величине как и мужские

размышляя об этом я забываю что нуждаюсь в плане жизни и умирания без которого жизнь и смерть превращаются во что-то аморфное бесчеловечное забываю ещё и потому что уверен мне никогда не найти подобного плана ведь я не герой какой из меня философ если интеллектуалы двух полушарий не могут предложить мне такого плана то значит его у меня и не будет моей жизни никогда не обрести направления и смерть будет всегда представляться мне широкой чёрной чертой с поперечиной на конце и только

я выхожу из бассейна спускаюсь в подземный переход с надписью культура граффити изнасилована поднимаюсь по ступенькам на другой стороне дороги переезжаю на троллейбусе через мост и иду в обратном направлении к Музею зарубежного искусства где сегодня по случаю юбилея четыреста лет со дня рождения выставлены офорты Рембрандта выставлены всего на шесть часов с 11 до 17 потому что старая графика чувствительна к свету и в следующий раз офорты можно будет увидеть лет через десять а то и больше

в маленьком зальчике лишь пара пожилых туристов из Нидерландов офорты размещены на витрине под стеклом пять с одной стороны и шесть с другой я долго рассматриваю автопортрет художника и портрет Томаса Харинга на автопортрете изображён молодой человек с твёрдым и даже несколько вызывающим взглядом Харинг трогает своим благородно-меланхолическим видом глядя на эти портреты я думаю что у Рембрандта и Харинга был план жизни и умирания план который позволил им правильно жить и правильно умереть

но с тех пор прошло триста пятьдесят лет и теперь этот план нелеп как и любой другой план кроме быть может того что предлагает Penthouse со своими восхитительно ухоженными pets всё остальное испарения прошлых веков кто объяснит мне думаю я почему переводить каммингса более разумное занятие для человека моего да и любого другого возраста чем смотреть на этих красоток почему полёт на космическом челноке более достойное занятие чем

в конце концов думаю я ведь так или приблизительно так изображал Рай
Иероним Босх


56°6' северной широты

через Ратушную площадь и Двор Конвента бросая мимоходом взгляды на витрины антикварных магазинов и магазинчиков книги янтарь резные украшения и вот уже улица Вагнера а ничего примечательного в голову не пришло

час который можно назвать дневным или вечерним рассеянный свет отсутствие тени безуспешные попытки зацепить себя изнутри и вытащить словно глубоководную рыбу все крючки без наживки удача покинула рыболова

обескураженный он спешит к искусственному водоёму заселённому животными разных родов и размеров их можно трогать руками заглядывать им в глаза расправлять плавники они божественно неподвижны и молчаливы как бог

ничто не шевелится в глубине воздух вода превратились в кварц или сурик ты можешь развлечься за чашкой эспрессо вспоминая названия минералов но ничто не заставит их говорить или слушать

рождественские мелодии запах горячего кофе и шоколада свечи на прилавке медлительный день Танги его же сумрачный сад сорок четвёртый год Матты дети испугавшиеся маленького соловья

а вот и Гарри в правой руке метла в левой рыжеватые «Дары смерти» он стоит прислонившись спиной к высокому фикусу он здесь вместо Санты вместо волхвов с их дарами после короткой паузы «зелёные рукава» сменяются «джингл беллз»

«обращаясь то к низовым пластам языка персонажам и образам дна то к вершинам мировой культуры автор создаёт убедительную модель мышления и чувствования постсоветского подпольного интеллигента»

удача откровение милость как всегда неожиданны и требуется некоторое время чтобы проникнуть в смысл фразы обдумать каждое слово и проследить тайные значения но когда это сделано

всё оживает колышутся листья раскрываются рты и на поверхности и в глубине там и тут рождаются вихри водовороты очнувшийся Гарри Поттер снимает и протирает свои очки

благая весть в год две тысячи седьмой от РХ ещё можно мыслить чувствовать говорить что-то убедительное быть подпольным постсоветским интеллигентом а это конечно лучше чем остаться без определения

это замечательно прокладывать штольни взбираться на кручи почему бы и мне не попробовать вот они мои инструменты моё снаряжение знание жизни и эрудиция

но стоит перелистнуть страницу и всё умирает всё становится ещё мертвее чем было звёзды гаснут глаза Гарри тускнеют его метла становится лёгкой и плоской словно кусок картона скрипачка у входа делает перерыв

постсоветский подпольный интеллигент прост как недовольство погодой песенка «новой волны» или использованный талон на поездку в трамвае

я выхожу на улицу в начале декабря темнеет рано Рига на широте Ольборга и Данди севернее одни только скандинавы как им живётся среди снегов

а там в глубине похоже воцарилась вечная ночь


  предыдущий материал  .  к содержанию номера  .  следующий материал  

Продавцы Воздуха

Москва

Фаланстер
Малый Гнездниковский пер., д.12/27

Порядок слов
Тверская ул., д.23, в фойе Электротеатра «Станиславский»

Санкт-Петербург

Порядок слов
набережная реки Фонтанки, д.15

Свои книги
1-я линия В.О., д.42

Борей
Литейный пр., д.58

Россия

www.vavilon.ru/order

Заграница

www.esterum.com

interbok.se

Контактная информация

E-mail: info@vavilon.ru




Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service