|
Инициативы
Антологии
Журналы
Газеты
Премии
Русофония
Фестивали
|
|
|
|
предыдущий материал . к содержанию номера . следующий материал  |
Автор номера
|
Отзывы
Канат Омар, Андрей Сен-Сеньков, Виктор Iванiв
|
 |
Проголосовать за этот текст |
 |
Вы проголосовали за этот текст |
|
|
|
|
Стихи Николая Кононова не устают поражать разнообразием. При их чтении в сознании вздыхают, сонно похрапывая, такие звери, как полистилистика и ассоциативный дебош. Перед вами бестиарий удивительных существ, безостановочно мимикрирующих в условиях северной погоды, бесконечной смены фигур умолчания, соотношений света и тени. Стихи — задыхающиеся и как бы повисающие в вакууме речевых конструкций — ан нет: вдруг распахнётся блестящий зрачок, и теряющаяся было интонация выходит на поверхность, чтобы уйти опять: перемежающиеся плоскости шагающего Татлина. Но главное — уникальность удачного воплощения античной просторности и, простите за вольность, классического баритона в петербургском поэтическом хоре. Его прославленные романы никогда не могли заслонить стихов, в том числе из последних книг, где всегдашнюю упругость поэтических мускулов подтверждает каждый поворот речи.
|
|
У меня до сих пор жива тетрадка с переписанными от руки стихотворениями Кононова. Чернила выцвели, строчки сверкают: «Что звезда жуку навозному шепнула: где ж ты так, мой сыночка, В испражненьях извозился, золотую сабельку посеял, стрелы обронил и лук? Кто в твоё сердечко сумерки солярки гонит, тянет лодочку с микробами?» Тогда казалось, что я точно знаю, где и кто. Сейчас понимаю, что можно только догадываться. Наверное, когда любишь что-то сильно и долго, — догадываться слаще. Позже длинные строчки «Лепета», «павлином вышагивая, на свой хвост наступая», превратились в почти иероглифическое письмо «Полей». Если раньше Николай смотрел влево-вправо, теперь — вверх- вниз. Зрачки у новорождённого размером на всю жизнь. Они не растут. Если человек не поэт.
|
|
Постепенно, пока я знакомился с книгами Николая Кононова, и читал, и читал дальше, у меня начинало брезжить понимание того, что стопа в этих стихах, несомненно песенных и исполненных нежнейшей и стальной гармонии, совершенно математическая по своей сути и как бы являет нам форму тела этого человека, от того, как он был ребёнком, до того, как я снова увижу его, и вместе с этими аллегориями возрастов автора проходят все слои, все досочки, все гвоздики времени, от послевоенных лет до настоящего момента. Николай рассказывал мне, как, будучи студентом, он в середине восьмидесятых годов читал в саратовской библиотеке книги Анненского и М. Кузмина, держал их в руках, усваивая ровное дыхание их трубных и ласковых трелей. Тогда же Николай сказал мне, что в теле человека нет ничего стыдного, нет ничего, чего нужно стыдиться, и только сегодня я начал понимать, сколько боли и душевного страдания этому человеку пришлось вынести, чтобы открыто говорить об этом. Однажды мы ехали в автобусе, читая друг другу стихи, — Николай прочитал наизусть: «сумасшедший новый год» из Форели, а я рассказал ему «квадраты янтарно-дынные ложатся так весело» и «мне не спится, нет огня». Я помню, как мы стояли в проходе автобуса — ему, высокому, трудно уместиться в кресле, — раскачивались и пели — и в этом был дух соревнования и любви.
|
|
|
 |
 |
Читайте также
Номера журнала
 |
 |
 |
 |
2021, №42 2021, №41 2020, №40 2019, №39 2019, №38 2018, №37 2018, №36 2017, №2-3 2017, №1 2016, №3-4 2016, №2 2016, №1 2015, №3-4 2015, №1-2 2014, №4 2014, №2-3 2014, №1 2013, №3-4 2013, №1-2 2012, №3-4 2012, №1-2 2011, №4 2011, №2-3 2011, №1 2010, №4 2010, №3 2010, №2 2010, №1 2009, №3-4 2009, №1-2 2008, №4 2008, №3 2008, №2 2008, №1 2007, №4 2007, №3 2007, №2 2007, №1 2006, №4 2006, №3 2006, №2 2006, №1
|
 |
 |
 |
 |
Герои публикации:
Персоналии:
Продавцы Воздуха
МоскваФаланстер Малый Гнездниковский пер., д.12/27 Порядок слов Тверская ул., д.23, в фойе Электротеатра «Станиславский» Санкт-ПетербургПорядок слов набережная реки Фонтанки, д.15 Свои книги 1-я линия В.О., д.42 Борей Литейный пр., д.58 Россияwww.vavilon.ru/orderЗаграницаwww.esterum.cominterbok.se
|
|