Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
 
 
Журналы
TOP 10
Пыль Калиостро
Поэты Донецка
Из книги «Последнее лето Империи». Стихи
Поезд. Стихи
Стихи
Кабы не холод. Стихи
Метафизика пыльных дней. Стихи
Галина Крук. Женщины с просветлёнными лицами
Поэты Самары
ведьмынемы. Из романа


Инициативы
Антологии
Журналы
Газеты
Премии
Русофония
Фестивали

Литературные проекты

Воздух

2007, №1 напечатать
к содержанию номера  .  следующий материал  
Объяснение в любви
Нике Скандиаке

Олег Дарк

        В её имени что-то птичье. И ласточка летит / и насекомых на крыло берёт        Резкокрылых — из другого стихотворения. Мы также знаем, что Ника крылата. Крылат ангел. Повторяю, как заведённый: ты — говорит мне — ангела возьми с большой дороги / говорит мне        ты ангела себе возьми, говорит, с другой стороны / возьми, говорит          ангела себе возьми / ты возьми       говорит — мне света возьми с дороги        ты мне никто с дороги        возьми с дороги / дом        землю        флейту        для светляка и льва        ты по бедро в дороге        колокольню-утопленницу возьми        Кому? Это и есть рождение ангела, его возникновение или составление (вылупление?) — из каштанов, распутицы, утомления, холодных ближних. Ангел / так в пальто и спал        Появился        Разумеется.
        И, значит, я о ней ничего не знаю, никогда не видел, ни с каким обликом не связываю (его у неё нет). Не представляю, что она чувствовала (или не чувствовала), когда писала их. Было ли это самозабвение, восторг и поток или холодное размышление и        что здесь ещё можно сделать (эксперимент). У Ники нет человеческого тела (для меня), кроме тела её стихов. И об этом теле, которое у меня перед глазами, содрогающемся, сокращающемся, корчащемся (у меня перед глазами), я только и могу судить. У этих стихов нет человеческого тела, никакого другого — кроме их собственного. Но не голос. Тело.
        Не совсем понятно, как соединить крылья (птичьи, ангельские) с образом родовых мук, которые и есть способ существования этих стихов. Вероятно, через это возникновение-появление-вылупление (ангела, птицы, насекомого, цветка). Ангела-слова, птицы-слова и цветка-слова. Ангела-цветка. Всё-таки слова. Слово рождается от слова (в слове). Слова корчатся, мечутся, содрогаются, тужатся, у них напрягаются мышцы живота (потому что у слова, как у поэта, по открытию М. Цветаевой, есть живот), рвутся, дрожат, распускаются и сворачиваются, они лопаются, как почки, выбрасывают, выстреливают, выпускают и отбрасывают — отражения (способ размножения). (Большое искушение предположить, что в основании формы произведения (формы — не проблематики, не того, «о чём»), его рас-по-ло-же-ния — всегда какое-то одно сильное впечатление. Оно запечатлевается: длиной строк или способом рифмовки.)
        Можно сказать, что переданы все виды и способы воспроизведения (каталог): животных, птиц (пресмыкающихся), растений. (Это потом уже замечаешь, что на логическом уровне — семантика — в этих стихах присутствуют все основные сигналы темы ро́дов: мышцы, дитя (кто двое — дети), плод, родился, родила от, ты родила во мне, родился почти что умер, сосцы, беременный (пожар дрожит, беременный водой), и даже родник и, конечно, мокрая... Но это потом. Первыми являются роды как состояние самого напрягающегося текста, его тела.) А как рождаются моллюски? Я не знаю. Но, кажется, их способ рождения тоже дан (в двустворчатых комнатах). Но прежде всего, конечно, клеток. Деление клеток. Их дробление, деление, разъятие слов и их повторное сползание. Это уже другое, новое слово — слова, с диакритическими знаками, рассекающими их тела*: косая, кавычки, дефис, двоеточие и проч. Бесконечный процесс размножения (сло́ва от слова и от себя самого), не предполагающий результат, не задумывающийся над ним — на нём не останавливающийся: вееры возможностей, свисающие гирляндой, или зеркальные преображённые (превращённые) отражения, с вопросительными знаками проставленными или подразумеваемыми. Варианты, из которых нельзя выбрать — остановиться.
        Варианты стихи оплетают (кто — кого?). Порождение идёт во всех направлениях, рассекая тело стихов. Всякий плод — только этап. Своеобразие процесса: самовозбуждающийся организм: возбуждающий в себе роды, рождение (родовое возбуждение заменяет сексуальное) — и всем видам рождения придано (передано) страдание: клеточному, как и вегетативному. (Растение корчится — или сотрясается — в муке.) Беспричинное возникновение (и самого возникновения: возникновение возникновения): разве причина делает вещи лучше?
        Образы утробы: раковина, дом (глубина, тишина, темнота), чаща леса, сильвы: если тебя назвать сильвиус, то в лесу тебя и убьют. Но мы знаем, что родился — это почти умер... Чаща леса — место, где рождаются (откуда рождаются). Как и пещера. Промежуток / место / зазор... (забраться / заползти). Убежище, лопнувшая оболочка ... Пещеристое тело стихов. Дыры... «Пустые» стихи, отмеченные звёздочкой, незанятые: щели, извергающиеся (засасывающие?) воронки. Тема пустоты, ненасытного (и несытого) самоопорожнения, выворачивания, извергания: налит до пустоты. Обратный процесс: наполниться = опорожниться, опустошиться, налиться пустотой, которая не бывает полной. Отсюда бесконечность процесса и его бесконечная судорожность.
        Превращения (метаморфозы) — архаический способ рождения. Превращения предлогов: в дом, как / в / жертву... говорила на воде, как на неродном — ме́ста в обстоятельства или образ действия. Глаголов: умирать в родиться (и наоборот), не кончайся в начинаю (то есть разные формы длительности-незавершённости)... ряды превращений: бродилбоясь / боялсяобитать — собственного... редчайшиемерещитьсямороситьнеизмеримо... джинсовой (ожидание?) — внутренняя форма, вышелушивается (вылупляется) — плод, всегда содержащийся; родила: потревожить? — потрогать?... родился (остался?)... И пахать в качать или проситься в броситься: броситься на неё с обнесёнными (обнесёнными) телом руками? проситься — и, кажется, в результате вот этого зеркала (экрана), поставленного между ними и преобразующего: обнесёнными (обнесёнными) — второе, уже другое, слово, отражение, перевернувшееся из-за того, что на него взглянули. Вещей и предметов: сон в снег, свет в бег (и наоборот), дождь в лошадь, лист в лес, плод в плечо, (во сне — в стакане — в сне), губы в рыбы, а дом в конь.
        Одиночество слов. Их изолированность, обособленность. Слова, потерявшие общее с прошлым — не в предложении (этом), а в языке. Меня раньше не было (отражения меня). Стоящие отдельно. Себе не тождественные (не похожие на себя). Рожающие (вы-ро́жающие из себя) в одиночестве и муке. Необычность и странность слова, которое рассекает диакритика (кавычки, косая, скобка) или, после рассечения, по другую сторону зеркала, отбрасывающие отражение-плод: книги, ]больше не властны»стны)с)ны  Это и есть остранение (отстранившееся слово) слова. Его перворожденность (раньше не было).
        Интересно, в чём смысловое отличие скобок круглых и квадратных. Каково их различное значение? А оно должно быть: обморозил??] — {[по-разному] живых/ друг к духу/нутру врагу, [к] разрыву... [гор(--[«--» не произносится])... И на какое различное действие они каждый раз указывают.
        И как соединить преследующий меня, навязчивый (навязывающий себя) образ Нарцисса (ни разу в стихах не названного) с темой родов. Может быть, через вот это эхо (нимфа Эхо), отзвуки и отражении. Нарцисс рождает отражение. И рождает цветок. Рождает их из себя. Без вмешательства и беспричинно. А Эхо зовёт и плачет:

                                 о чём нельзя сказать, о том хотя / бы услышать
                                                                                                    слышать
                                                                                                    слушать

                                 разлом / козла (котла), махабхарата и мабхарот,
                                                                                                    жилы / /
                                                                                                    должны

         

         

        * Диакритические знаки (диакритики) — дополнительные знаки... употребляемые над или под буквами, а иногда и рядом с ними (! зд.: между ними), указывающие на передачу буквой иного звучания (зд: «словом» и «значения»).


к содержанию номера  .  следующий материал  

Герои публикации:

Персоналии:

Продавцы Воздуха

Москва

Фаланстер
Малый Гнездниковский пер., д.12/27

Порядок слов
Тверская ул., д.23, в фойе Электротеатра «Станиславский»

Санкт-Петербург

Порядок слов
набережная реки Фонтанки, д.15

Свои книги
1-я линия В.О., д.42

Борей
Литейный пр., д.58

Россия

www.vavilon.ru/order

Заграница

www.esterum.com

interbok.se

Контактная информация

E-mail: info@vavilon.ru




Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2017 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service