|
Инициативы
Антологии
Журналы
Газеты
Премии
Русофония
Фестивали
|
|
|
|
предыдущий материал . к содержанию номера . следующий материал |
Русская поэтическая регионалистика
|
Нижний Новгород
Игорь Чурдалёв, Андрей Агеев, Сергей Кынчев, Дмитрий Зернов, Евгения Риц, Егор Кирсанов, Мария Глушкова, Анастасия Зеленова
|
|
Проголосовать за этот текст |
|
Вы проголосовали за этот текст |
|
|
|
ОгниПока ещё плывёт в густой ночи огонь живой, и плавников лучи колышутся, упруги и колючи. Упущенной свободой пахнет сеть, и горько недобычливой висеть на вёслах, извлечённых из уключин. Как берега пустынны и темны! Огонь плывёт, над ним лишь зрак луны, в котором отразился мёртвый Авель. Ловец сполна отбыл надежды срок, мочой залил рыбацкий костерок и безнадёжный промысел оставил. И жить ушёл. Стоградье перед ним: прищурясь на фасады попригожей, он выбрал дом, назвал его родным и щёлкнул выключателем в прихожей. Тотчас упал на всё идущий свет, готовый быть интимным, блёклым, тёмным, трусить везде, где есть электросеть, вослед за господином обретённым, сообщать его вещам товарный блеск, чуть сумерки, да хоть и спозаранку умея дать чуть видимый рефлекс, но и сверкнуть, чтоб обыграть огранку. Всё на свету тоскою учтено: лоснись в лучах, блестящ и сексапилен... Что ж пробки вырубаешь и в окно вперяешься, бессмысленный, как филин? Пока ещё плывёт в густой ночи огонь живой, а знаешь, так молчи, не добавляй искателям соблазна. Не мало их и так легло костьми, ведь берега пустынны и темны, и Авель мёртвый в небе не напрасно. Не верил ты пугающей луне и лодку гнал наперерез волне, как будто настигая понемногу огонь живой, рассыпчатый, как смех над жаждой постиженья вся и всех, плывущий до сих пор, и слава Богу. Пейзаж с путником
Над абрисом означена луна, хотя до сумерек не близко — речь о лете, — на фоне августа, чья зелень столь темна, что неуместно говорить о цвете. А всё же синь джинсовки так бледна, так безнадёжна продранность карманов фигуры — что продуманно бедна на фоне пышности, царицы дальних планов. Там всполох над курчавою горой, томящейся, куртинами качая... Туда он и уходит, мой герой, забытый всеми, автора включая. Не более, чем штрих, чем антураж, не прояснивший, встретившись со мною, зачем он жил — и помечал пейзаж белёсой и сутулою спиною. Зачем на фоне дерзко проступал, когда рука творца над ним нависла: один мазок — и он бы в миг пропал. Но без него пейзаж лишался смысла. Кто вслед смотрел, тому ли не понять. Кто из виду терял, успев привыкнуть, — тот чувствует, что поздно догонять и не достанет голоса окликнуть.
|
|
* * *«Алиса! — кричал кто-то под окном. — Алиса!» И снова через минуту: «Алиса, Алиса, Алиса!...» Глянул — мужик под тополем, шатаясь, ходит вокруг, взывая. Разве машина пронесётся вдруг, заглушая, — И снова: «Алиса! Ну, иди ко мне, ну же, Алиса!...» Я смотрел с балкона, сидя на табурете, В листву тополиную, на уровне этажа четвёртого заметил рыжую кошку — «А, блин, — подумал, — ну как же, и за них мы в ответе», Долил ещё красненького немножко... «Мужик, ещё раз крикнешь, убью и тебя, и эту суку», — Услышал на пару пролётов ниже, А мужик сел на землю, закрыл лицо и, похоже, заплакал. «Мужик, спокуха. — То уже я. — Погоди минуту», — Спустился, залез, достал, и вот — слопала колбасу и его пальцы лижет... «Выпьем?» — спрашивает. «А то!» Потом из казахских вроде бы маков Курнули, поддали. Кошка спала, свернувшись... «В следующий раз, — от двери уже обернувшись, — Убей эту суку, на хуй». В квартире уже, стянув портки и рубаху, Долил ещё. Был футбол, вроде бы наши — немцы, Умылся, заметив, что второй уже месяц, сменить бы всё ж полотенце, Смотрел в экран — что-то бегало, мельтешило, Как будто взвесь, иль восстал шестирукий Шива... И кто-то рыжий пальцы лизал, и кто-то просил рихму... — К двенадцати отпустило, лёг спать, на улице было тихо... * * *
Летело тело по космосу, без звезды летело. Грызла белка орешки, изумруд вдребезги. Вышел из дому Серёга, а бочки нету. Ни забора нет, ни дороги, тьма одна, темнотыща. Летела белка в орешке, звёзды вдребезги, Изумрудная крошка под ногами хрустела, Шёл Серёга год и ещё неделю, Блестела справа вода, и слева вода блистала. Орешки пустые все, а то гнилушки. Язык стал чёрен, глаза белесы. Шагало тело, ползло, летело. Крутила белочка колесо, канкан танцевала, Дуби-дуби-ду — пела. * * *
поднимался в кремль с Маяковки, медленно шаг за шагом, без роздыха, без остановки, поднялся и упал напротив огня вечного, подле тебеццкой берёзки, истекая, испаряясь в небо голубое, беспечное, над цветами, головами туристов, где кружились яркие блёстки... и ничего рядом, ни палатки или киоска, Волга, далёкий берег, баржи, тонюсенький остров, и негде, и нечего, шаром покати, апсолютно! поднялся, пошёл на звук то ли скрыпочки, то ли лютни, оказалось, касса филармонии гадцкой открываецца не раньше одиннадцати, раз в жизни захочешь вот так принцем-то побыть, пригласить на бал принцеску, а на двери большими буквами, убедительно, веско: касса работает с 11 до 18, суббота, воскресение — выходные. это что же, блин, деецца, а, родные? это ж как среди рабочего дня мне досюдова выйти? остаётся только плюнуть, либо сесть да выти на флаг гордо реющий, трехцветнай российский... плюнул три раза, и что ж... отправился в путь свой неблизкий... бомжик патлы расчёсывал у витрины зеркальной «Уюта», только пальцы скрюченные вновь и вновь в седых застревают, а рядом девушка собачку свою, кокера, пытаясь загнать в лендровер, то кричит, то посвистывает, а пёс за номером номер откалывает — то вокруг пронесётся, то сядет на задние лапы, тявкнет и — под машину, и затихнет там тихой сапой... а другого, чёрного, беспородного, ворона раздирает на части, машина сбила его, может быть, такой же вот ровер, и, кроме ворон, никто не проявляет в судьбе его никакого участия. нет, вот из окна столовой смотрит кто-то в белом халате, должно быть повар, а из вытяжки пахнет у них так, что сразу тошно, вези меня, тринадцатый номер, отсюда — туда, где, возможно, я выпью чая зелёного и начну забывать, и всё к чертям позабуду. и повёз троллейбус, и довёз меня и прочего разного люда полный салон, мой поклон. теперь можно скрипт написать, да заняться правкой кривого кода... а в Порт-О-Пренсе, на тёплом песке сидя, Нэт, старый колдун, вторую закуривает в ожидании белого теплохода... * * *
вчера была молния, гром дошёл сегодня, под утро, полчетвёртого, загремел, застучал по заспанным батареям, металлическим привкусом сон прорезал. вскочил испуганно, включил свет — никого, а кругом — гремело, небо тянуло к земле, стены ходуном ходили. упал и лежал, затаясь, до проблесков сероватого в окнах, как раз к шести где-то и тишина, мёртвая, наступила. и весь день сегодня видел раненых и тронутых катаклизмом — мужика под лавкою на остановке, кавказца, по офису мечущегося с возгласами: «э, как жэ... мы жэ...», щенка у ворот, встать пытающегося, с перебитой правой лапою, маршрутку на мосту покорёженную, номер 164, девушку с букетом роз, бредущую медленно, с фингалом под левым глазом... хотя все вокруг утверждают уверенно, мол, никакого грома и вовсе не было. * * *
«выкапывая картошку, муж повредил спину, в больнице теперь, а урожай привезти некому, так как поле за двести километров отсюда, e-mail написала в Америку сыну, тот сюда позвонил Рафику Назарбекову, в два дороже получилось. но нет, не причуда глупая — на земле коль не добро, так сорняк родится, и разве что ж можно так с ней, такой-то доверчивой? как смотреть потом на неё, она же всё чувствует, и как идёшь ты по ней, и какая на дорожку спустилась птица, и тем паче — огурчик какой получился, перчик, картошечка... а как ковыль начинает буйствовать, к дому твоему прилетает одинокая перепелица, бьётся в окно... и ни образа́ми уже, ни свечками не отпугнуть её...» слушал и думал: «и хуй бы с ним, только можно б было дойти до ларька и, купив, напиться». * * *
на первом этаже — собаки, на втором — бомжи, на третьем — подростки закусывают. серебряная женщина, хрустальная, срывается с крыши — вжжжжжик! — летит! парит!.. зависает над контейнером мусорным, ловко щёлкая пальцами, извлекает из него пустые бутылки — мужик с дочкой, старуха, свадьба замёрзшая — замершие наблюдают, как достаёт она из-под высосанной мною горилки (жаль, нет пока web-камер в жж) тёплую ещё тару — нюхает, переворачивает и меееедленнннно оттуда в горло застывающее капля течёт... глотает и — зажмурившись, серебристым выдыхает паром... — вот так обычно оставлю бутылку и убегаю, не оборачиваясь к окну своему, напротив контейнера, чтобы снова и снова поглощать её! да разве может другое-то быть щастьё?! для промотавшегося пионера...
|
|
ОбещаниеПрошла неделя, Он явно отстал, Но думал недолго — Красиво сыграл, Написал: Я выполнил своё обещание, О, девушка моей мечты, Мой двигатель внутреннего сгорания... На этом кончилось её терпенье, И кончилось всё, Лишь спустя много лет Учёные-таки разглядели В городской системе заземления Маленькую ископаемую птичку С хорошо сохранившимся опереньем. Звёздный мех
Ели участников, Ели молча И желаний не загадывали Тёмной ночью. Звёзды на небе здесь самые яркие. Люди в краях этих самые добрые. Испокон веков эти люди закапывали Лучше всех. Потому здесь такие красивые яблони, И на лицах мужчин звёздный в сумерках мех. Постепенная
За год пребывания где-то ни там, Ни здесь Ни дня не сомневался — Она постепенная. Нам Достаточно врачам подписку дать, Вернуть долги, В карман Положить две самые любимые безделушки. И можно смело утверждать — Нет ничего важнее в этом мире, Чем в сандалии моей любимой Разноцветные ракушки. Пришла к Пушкину
А она пришла к Пушкину... Надо же... Вот ведь... Такая бермудская, Такая треугольная Смысловая вертикаль... Храни Господь, поэт, твои стальные лопасти... И только морской офицер, Приехавший к родителям в Пермь, Не стал вдаваться в подробности. * * *
Олимпиада!!! Трепещите, флаги, В сельских пунктах! Прибавьте радио, Сегодня открытым письмом будет передан Международный главный бриз случится Всем включать всё!!! Да!!! Ура!!! А где же ёжики, Марина? Ведь кто-то же должен за кадром шуршать. * * *
С фонарями, Одетые, как носятся мухи Болотные В час ночной, Идём. В остальном — Снег и снег, Механизмы ночные Музыку ноября совсем не простую Под нос себе тихо нахрапы- Ваяют Фигуры высшего пилотажа... Думаю — Лось с ролью демона справится вряд ли... И всё-таки — Принятая программа реформирования Является наименее радикальной из предложенных, Кроме того, Каждый шаг её Будет подвергнут самому тщательному анализу. * * *
Дед был подготовлен И, смерти вещанье Разделив на пять частей, Мечтал — А может, важнее увидеть другое? Вот включу верблюдов запертых!... Два или три?... Так, покидая свой, радио выключив, Тыквенный Старенький Маленький Дом И уничтожив все параллельные записи, Разноволосый мыслитель с коробочкой, Пустой, Но расписанной звёздами, Совершил величайшее закрытие. Красная одежда и предполагаемые демоны
На деньги, овощи и парашюты Не влияет Лунный Календарь. И люди в вагонах молоко в бидонах Возят как-то по-особенному Лишь в моём воображении. Так думал я. Но третьего дня, Купив одежду новую красную, Заметил: Действительно — Количество предполагаемых демонов в моём поле зрения Значительно поубавилось. Младший
Был третьим по счёту — Ему повезло, Ведь в лучшем случае Можно лишь спать И видеть во сне, Как в полдень июльский Мухи, стрекозы, На поле красивый Кукурузник Приземлился.
|
|
Секстина IТы почему-то стал ещё сильней Теряться в этих глупых пустяках, В раненьях ножевых от слов — больней Лишь след укуса на укушенных руках, — В бумажных фразах «будь со мной нежней», Которые нашёл в моих стихах. Которые украл в моих стихах И сделал их от этого сильней, И сделал их от этого нежней, Запутавшись в забавных пустяках — Они теперь в твоих дрожат руках. Пустяк, конечно. Правда, так — больней. Ты не читай! От этого больней! Живёт за каждой рифмой ложь в стихах. Бумажным шариком в твоих руках Свернусь. Сожми меня рукой сильней! Забудем же об этих пустяках. Не расправляй меня — поправь нежней. Поправь немножко ниже, где нежней. Вот так не больно? Хочешь, чтоб больней? Помешан ты на сладких пустяках. Об этом, блядь, не принято в стихах — Люблю тебя. Люби меня сильней! До крови. До укусов на руках. До капелек солёных на руках. До рука... Ну-ка, тише и нежней... До не... Ещё немного и больней... До края боли, а потом — сильней... ...А помнишь, я писал уже в стихах Об этом и другом, но... пустяках. Десятки раз об этих пустяках Ногтями на твоих писал руках, И выдохом твой вдох считал в стихах — И ямбы в ямочки ложились всё нежней. Не больше боли было нам больней. Давай поспорим: кто из нас сильней... Секстина VII
Наверное, он больше не придёт. Не скажет (в точку!): Надо сдать посуду. Иди-иди, сегодня твой черёд. Что за свинарник ты развёл повсюду? Надел футболку задом наперёд. Иди, а то любить тебя не буду. А я мычать в ответ чего-то буду (Конечно, если только он придёт): Какая разница, где у неё перёд, — Не в этой же идти сдавать посуду! В ней дырочки натыканы повсюду — Идти на тряпки ей пришёл черёд. А там и мой, глядишь, придёт черёд (Конечно, если я и дальше буду) — Уже сейчас болит и ломит всюду. А Тень рождения ещё один придёт? Меня сдадут, как грязную посуду. И смерть наденет задом наперёд. И буду я смотреть как бы вперёд (Конечно, если это мой черёд) — На полную ещё вином посуду, Как покупать в чибке её я буду, Как эта мысль мне в голову придёт, Как хорошо и как свежо повсюду. И я как будто здесь, но я повсюду (Конечно, если умер наперёд). И благолепие такое, бля, придёт — На свой манер, на только мой черёд — Что всех и вся тогда любить я буду. Блядь буду, вымою ещё посуду! И вот в чибок я чистую посуду Несу: и зайчики, и зайчики повсюду, И я авоською ловить их буду, И от меня они бегут вперёд, И я бегу за ними в свой черёд. (Конечно, если только он придёт.) А он возьмёт и больше не придёт. И деньги кончатся — я сдам посуду. И до огрызков свой дойдёт черёд, И до объедков, что лежат повсюду. И будет чисто — знаю наперёд. И я, наверное, жить вечно буду.
|
|
* * *Она всё время дышит и молчит, Как будто пишет и молчать не хочет. И позвоночник, зябкий, как графит, У ней в душе так яростно стрекочет, Как будто по-турецки говорит. И, стряхивая крошки на подол И капли разовые с отзвуком фаянса, Она умеет так себя бояться, Как будто это дождь в неё ворвался И там внутри намеренно пошёл. * * *
Город как город. Большой город. Такой, как Горький, только больше, А так — ну Москва и Москва. И нет никакого там духа у неё, ни праха, Только улиц неглаженая рубаха, Перекрученные рукава. Люди как люди. Как мы, городские люди. Да и с чего бы им быть другими, Какие могут быть полюса, Когда у всех нас от копчика до грудины Проходит одна и та же — средняя — полоса... А всё, что я там делала, Пожалуй что оказалось лишним, И не было ни любви, ни смысла в небыстрой моей езде — По вертикали ездят только кабины лифтов, А они одинаковые везде. * * *
Разные люди из железа, из камня Искали Женю, её уголки и норы. Ну и куда мне, Когда пошли такие разговоры? Вот уже звонят, обрывают провод, Вот уже звенят, точно колокол, Дёргают себя за язык. Шестидесятая школа, Дальше — дорога в город И город, поставленный к ней впритык, Но не успевший войти в привычку, Вырасти скобкой, дужкой промеж ключиц. Я ищу отмычку, Они ищут птичку. Слышишь — она вылетает. Видишь — она кричит. * * *
И говорит на семи языках, А мне не понять никак. Вот если бы видеть лицо, рукав Или хоть пуговицу пальто, Я бы всё поняла, а то — Как же, не приобняв? Пресная соль под ногами и с потолка — Рано в этом году, Я бы всё поняла, Если бы так не ду- Мала — медленнее глотка. Вот он идёт за моей спиной, Но как обернусь, если нет спины? «Ты погоди, — мне кричит, — постой, Больно- То не спеши...» Пешая радость без рук без ног, Вроде всегда длинней — Липкая лента, Съестной комок С трещинками слюней. Он говорит на семи языках, А мне не понять и двух. Носится город его над водой — Значит, и город — дух?
|
|
* * *а в театре который выгорел иногда живут бездомные бродяги стукаются друг о дружку деревянными носами как последние из рода маори в своей небывалой пустоте и оплывает голос лорелеи с проко́пченной высокой галереи * * *
и тот огонь что горит во мне это не я это кто-то другой ходит во мне с фонарём ищет во мне человека навстречу попадаются беженцы и солдаты показывают в разные стороны говорят: «чё ты здесь делаешь здесь давно никто не живёт» прикуривают от фонаря идут дальше и тот кто ищет во мне человека тоже продолжает идти * * *
иных уж нет они живут спиной слезой затылочной и пулей под ногтями они немы они стоят за мной шепчась правосторонними руками и мы поём их голосом Твоим что ночь пройдёт что память не вернётся и выйдет кровь отечеством чужим и ляжет лев и виноград проснётся * * *
ты не первый что пропал в этих водах мальчик с коленками и облаками август расчёсанная чешуя каникул а может мальчика-то и не было может просто попалась хорошая книжка и ты стал многоточием сороконожкой путаешь свои лапки как слова сидишь на месте читаешь об африке и может кто-то дышит тебе в макушку подсказывает как приготовить языком и губами самое вкусное блюдо маленькие прозрачные внутренности хорея ядовитая рыбка которой нельзя отравиться * * *
больные ломкие ответы в мешке приносишь по теченью в переговорной будке короткие гудки и простор для воображения мария мёртвая мария мне губы синие твои тебе же календарь перекидной чтоб обрывать меня по счастью по кусочку * * *
салман о салман склеивающий небо слюной вползающий в пустые костяные стихи погибающий на древесном посту мы топчем тебя башмаками и жуём твою кислоту и ангел о шести ногах отпирает тебе дверь в бесконечный муравейник * * *
графу до лихтенштейна рукой подать сел в карету и проехал две-три улицы там его королевство его море и небеса датский ящичек сплошные пластилиновые чудеса помнишь как жрал баланду и ноги раздувались как паруса граф обязательно приедет он нас всех рассудит этому пять лет этому восемь девять десять нина искренко встанет потянется и пойдёт поезд тебя коленками перейдёт в глаза заглянет за руку вот так возьмёт скажет люблю будь моим фогелем перьями покроется и запоёт * * *
бьорк идёт по переходу плавает разговаривает само собой она не ездит на пароходе это как в кино это как в метро её ослепшие глаза разматываются сладкой лентой мальчик и папа стоят у моря вроде бы обещаны всемирные гастроли в северном клубе на липкой сцене бумажки бигуди цветные кудельки давка на входе некоторое количество звёзд на небе
|
|
Псв П. рядом с этим домом растёт ещё один дом и ещё один дом — мы ходим вокруг в сапогах — мы высаживаем цветы в поникшую землю — пришли холода — но что нам с того — ведь мы в сапогах — вот и ходим кругом. а мальчик упал с качелей губу разбил но он не плачет — мальчик — он ни гу-гу — сидит на поникшей земле — пришли холода — как тогда — когда ждали жару (пургу) — теперь мы высаживаем цветы в сапогах на остальное у нас не хватает сил. и окна ярко горят в этом доме и в доме рядом горят человек подстриженный ходит в окнах сердце стучит он подходит к окнам смотрит на нас как на всё подряд как на землю поникшую как на мальчика как на цветы трогает себя там где сердце. потом молчит. Половодье
я говорю тебе не ходи по воде сворачивай не ходи кипячу чайник кипячусь сворачивай кричу сворачивай — наугад. я не вижу тебя я не знаю есть ли ты есть ли где — сзади меня впереди — друг ли ты мне дорог ли мне друг ли брат. не ходи говорю туда не ходи по мокрой воде. там за лесами го́ры — в лесах живут красавицы спящие — во сне поворачиваются на живот хлеб жуют смотрят сны про тебя — идущего по воде — морщат рот ищут тебя глазами закрытыми — где ты где. кипячу чайник кипячусь кричу громче вёсел громче ветра кричу громче всех вот он вот. кручу на пальчике нитку так веретено вертят принцессы в сказках и на бобах — какая буква выпадет какое имя тебе дано — живущему у них в снах — у меня на губах. нитка кончается — вот оно вот оно. на букву такую нет никаких имён. кипячу чайник форточку опечатываю — разглядываю карниз — вода течёт отовсюду, со всех четырёх сторон — в глаза, вдоль ладоней моих, на живот и — по бёдрам — вниз.
|
|
* * *Незвана-непрошена прикатилась горошина. Не то чтобы страшная, но странно окрашенная. Размером — с клуб, а формой не куб. Хозяйственный люд — вокруг похаживает, бока ея шшупат, поглаживает. Астроном ухмыляется, хитрит: скрывает, что это ценный метеорит. Коровожадность
в переходе подземном, в темноте чёрно-бурой ктой-то в каске и с буром пробиралса в берлогу. нёс в запазухе эхо, прохладительных пару, нёс подтяжки для рогов и чужую совсем. упиралась чужая, доставала до нёба, хохотала над кем-то надоил молока * * *
в солнечный день тапиром чепрачным лягу в лесу крикну своим — пусть ивы и то́поля листья и яблок несут очень люблю кукурузу, но скромен я: за кукурузою сам побреду в ночные поля (Отпуsky) однажды это проснётся каждого. киночь. чёрная, белая. немая. вроде бы подыхабрь. ага, умираль-коротенек. и между ними — прочерк почерком-не-знаком им. ледяной, как дирижабль английский
|
|
|
|
|
Читайте также
Номера журнала
|
|
|
|
2021, №42 2021, №41 2020, №40 2019, №39 2019, №38 2018, №37 2018, №36 2017, №2-3 2017, №1 2016, №3-4 2016, №2 2016, №1 2015, №3-4 2015, №1-2 2014, №4 2014, №2-3 2014, №1 2013, №3-4 2013, №1-2 2012, №3-4 2012, №1-2 2011, №4 2011, №2-3 2011, №1 2010, №4 2010, №3 2010, №2 2010, №1 2009, №3-4 2009, №1-2 2008, №4 2008, №3 2008, №2 2008, №1 2007, №4 2007, №3 2007, №2 2007, №1 2006, №4 2006, №3 2006, №2 2006, №1
|
|
|
|
|
Продавцы Воздуха
МоскваФаланстер Малый Гнездниковский пер., д.12/27 Порядок слов Тверская ул., д.23, в фойе Электротеатра «Станиславский» Санкт-ПетербургПорядок слов набережная реки Фонтанки, д.15 Свои книги 1-я линия В.О., д.42 Борей Литейный пр., д.58 Россияwww.vavilon.ru/orderЗаграницаwww.esterum.cominterbok.se
|
|