Из непоэмы "РЯЖЕНЫЕ"Я не хочу возвращаться в античность, я не хочу возвращаться в провинцию, я не хочу возвращаться, я не хочу, я не я. В наших сёлах, зелёных и жёлтых, раздольно живут вовкулаки. Они в сумерках через голову кувырнутся и волками становятся, а на рассвете они снова людьми обернутся. Здесь в лунные ночи молодые ведьмачки превращают мужей своих сонных в коней и на них верхами гасают. Здесь колдуньи злые соль подсыпают в коровьи следы, чтоб отнять молоко, а добрые, только попросишь, зашепчут гадючий укус, искупают дитя слабосильное в отварах из пупыря, каржавки, любистка, чтобы выросло исполином. Здесь живёт ещё бог стародавний лесной, он с медведями возится в чаще, на вершины деревьев плюёт, подвывает пастушеским дудкам, бог поганский сияет ночными огнями, знать не знает другого, вашего романтика-бога, разодетого в золото. Из цикла «ГОРОД»
* * *Я был игрушкой, заводным Орфеем, несбывшегося хора корифеем, бормочущим строку «Упанишад». Душ-лепестков теплился еле-лепет, свечей погашенных, вдвойне нелепых. Я помнил только предыдущий шаг. И в шорохе, как свет, клубившем плечи, Аристофан шагал ко мне навстречу. Его сопровождал слепой конвой. Вождь вакханалий с мыслями аскета, полу-Шекспир эпохи нерасцвета, эпохи тюрьм и превентивных войн, он постарел. И мёртвые стареют. А так как нету в лимбе брадобреев, он наступал на седину свою. Он путал Фидия и Эврипида и только помнил, как злащёный идол переступил Афины, как скамью. Он, приближаясь, съёжился и сжался, и на плече его уселась жаба. И это был уже Тулуз-Лотрек. И что-то он мне объяснить пытался... Но в разговор по-прежнему вплетался шум Леты и других подземных рек. * * *
Зачем теперь ко мне вы так нежны? Обходит осень поздний виноградник. Его невероятные названья, как ледяная сладость полумига, на этикетках пенятся ночных. А может, так и должно, в самом деле: крест памяти гранёный на себе нести и знать, что возвращенья нет... Железные перила заржавели... * * *
Спи, мученик, плыви, не будет ничего ещё. Двурогая, тьма поднялась повыше. Сады опять застыли тенью воющей, и тронный ропот брачных трав не слышен. От Фулы вязкий воздух возвращается, слепой корабль крутя и обтекая. Не уходи. Ты знаешь, всё прощается и даже больше. Так сказал и канул. Спи, тяжесть сна. День нежный и отточенный, и нестерпимей, чем победа плоти. Не открывай — увидишь ли вoочию пустыню серой горлицей на взлёте. Парча и хна, их чад и состояние... А наяву — трехногой табуретки наощупь не найти, и подаяние — лишь сон, всё та же тяжесть сонной клетки. * * *
Ныряет в подъезд настоящего дома, снимает усы, уши. Дом сигаретно подсвечен, но сердцевина гаснет. В полузабытых навыках перехода щекочущей улицы стонут прохожие, в пальцах уносят промасленных гарпий. Он ненавидит жизнь, и с её плеча, просекая пролёты, стропила, сырные балки, он бросается в небо. На шее — два кирпича и тут же, за неименьем хвоста, пустая шпротная банка. Он бросается в небо. Но перевёртыш-сын опускает его в водосброс, над коим погибли птицы. И, как белёсая радиация вскопанной полосы, вялый след удивления на размотанных лицах. Рыбные сутки, четверг. Дождь уйти не успел. Кисейный фонтан на площади — пламя, отца не имеющее. А он всё плыл на спине и уже после смерти пел, потому что вода заливала рот и прочие мелочи. Три девушки ждут купальщика в устье парно́й реки, девушки ждут в эластичном убранстве тела. Влажные, мерцают их волосы, профили, сдвоенные языки... И всё сильнее звучит новая тема. Из цикла "РИТУАЛЬНЫЕ ЧУЧЕЛА"
КАЛИГУЛАКалигула, принц ещё, встречает армию, возвращающуюся из дальних стран под водительством монарха. — А, здравствуйте, моё почтение, товарищи-солдаты, ваше величество монарх, он же государь император... а это кто? — Это коза, а по-вашему — Протей! И Калигула берёт козу и уводит в чащу леса — общаться с богом. И монарх, скрепя сердце, объясняет солдатам, что таков обычай правящей фамилии, что это, мол, государственная необходимость. И легионеры, все, как один, скалят зубы и стоят вольно. А меж тем Калигула, лёжа в траве, с руками под головой, ни о чём не думает. А коза щиплет нижние веточки дуба — дерева славы. * * *
...Смерть у лета на краю... Марина Цветаева В тёплой улице музей. Тень. Лица львов и бронза змей. Зелень меди и колец. Презабавные скульптуры; вместо бёдер, вместо лиц, вместо плеч и постаментов — только маски без ресниц. Шмель пластмассы полосатой прилетел, остановился и в зените зазвенел: — Раззные!.. разззные.!. Вдззз! Ндзззз.!!!.. И улетел. А Марина говорит: — Это время расписное, золотое, наливное, кружевное к нам летит... Мрамор всё коричневеет. На окраинах болот золотой кустарник преет, малярией не болеет. Не живёт. Это Время. Это время. Взззз! Бззз! Из поэмы "СЛОЖНАЯ БИОГРАФИЯ КАТУЛЛА"
*Ходит сон осторожно, гибко, обходя изувеченные мои желанья, и в воде качающаяся улыбка распускается от его касанья. От его дыханья грусть слабеет, но зато и нежность слабеет тоже. That's a part of usual human being. Мост, которым я иду, ненадежен. Ненадежен воздух Эдема-сада. Преходяща гордость, как сыпь по коже. Не спасает щит из надменных взглядов. Исчезает тело твое на ложе... *А пока я его проживаю жизнь, утекает в прошлое жизнь моя... Сын мой, с римлянами не вяжись! Не будет ни фасции, ни копья! И во мне его полыхает страсть, а моя угасает, с того же дня. Но себя и судьбу мне не за что клясть. Ведь не я выбирал. Вызвал он меня. И пока я его наблюдаю сны, тает пористый Рим в застойной реке... Все равно, мой сын, мы всегда нужны, даже если сны на чужом языке! Из драматической поэмы "ДЕЙСТВО О ДАНИИЛЕ"
Любимая, обречён этот город с его обитателями и псами, с его гробницами и домами, любимая, обречён этот город! Бог спросил меня: нужно ли уничтожить город этот со всеми, кто населяет улицы, щели, деревья, норы, конурки, башни, дворцы, бассейны, траву, стекло полуночной лампы?.. Любимая, обречён этот город! Что мог я Богу тогда ответить? Я человек лишь, и перед взором плыл город древний и ненавистный, с его стеной, на которой могут разъехаться всадники без помехи, плыл жёлтый город садов висячих с его детьми и его камнями, плыл город глиняный, горький город сквозь мёд и золото нестерпимо. Кружилась бабочка, кто-то плакал, слуга бежал выносить помои, меня толкнул и не извинился... Что мог я Богу тогда ответить? И честно сказал я ему: "Не знаю". И кто задаётся таким вопросом пред тем, как залить водой муравейник, чтоб банку варенья сберечь в буфете?! Из цикла «Старые эфебы»
и та которую вымечтал вылизал потерял та кто всё время глядит на меня всё глядит и глядит днём и ночью в упор не видя я на шлем гиппарха её променял или нет ничего не помню *винноцветное пиво а что это был бы всё-таки хоть какой-то кавафис *клонит в сон и счастливые сновиденья керамический переулок *мы песком швырялись друг в друга на зачумленных пляжах *я ты он она мы читали дотемна эта книга не имеет ни сюжета ни цены ни народной ассамблеи ни космической жены эта книга любит воду а вода её увы и к народу и к уроду вдруг придёт без головы эта проклятая книга в пене яростной по грудь как сказал бы костя сигов ангел если ты забудь эта книга выступает словно борхес из песка эта книга тленья тает распадается тоска эта книга в форме рыбы или даже колеса тёмной ночью диатрибы прилетает кровь сосать книга в форме пистолета без начала и конца куролесит словно лето тянет тянет мертвеца книга эта хоть не чудо чуду всё-таки сродни да заткнись же ты паскуда наконец-то мы одни *когда-то были мы верлибры и сильны неслись на правый бой задрав штаны теперь-то и на левый ни ногой *отравление действием интоксикация психоделик решения что прекраснее тела телесность *поймут ли они они молодые каково это шагать в фаланге тащить сариссу и думать ну ты заврался даниила покруче идущий в фаланге под грузом сариссы и прочей дряни ни о чём не думает нечем ну ладно пусть так но поймут ли они они молодые каково это стукнуть на лучшего друга потому что иначе возьмут жену детей и тебя самого они не поймут у них нет друзей у них нет жён у них нет детей и подавно родителей они дети тех на кого мы стучали *тело встречает душу не узнаёт дай говорит потрогать *имя которое ты мне дал трудно нести *этот пляж этот воздух просоленный радость касаний концлагерь для душ *этот килик и эта пелика эта амфора эта гидра этот скифос и даже этот пифос переполнены неразбавленная душа *здоров ли ты мой друг враг мой враг мой я тяжко и важко болен да мой друг бодрийяр тобой недоволен *пой пой лорелея как сказал некий пиита привяжу себя к мачте и уши воском залью пой девочка пой тонет моё корыто скоро на водопой а пока тебе подпою во саду ль огороде на далёком атолле в жизни иной что ли ждали меня ждали ждали дали ли не дождались пой лорелея за нашу глупую жисть выпить бы рому а хоть и выпьешь что по-другому что-нибудь будет не ни хрена пой лорелея вот и моя волна *некоторые книги были в виде огромных кристаллов а другие на толстой бараньей коже дереве глине серебре человеческом теле все приблизительно одновременно сгорели *даже чёрно-белые фотоснимки многое рассказать хотят да и могут о телах этих медовых желанных нескончаемых словно библиотеки хорошо развитых немного небрежных одно слово греки *бронза отличается от седого железа не ржавеет не гнётся не спит ночами книга отличается от песка пустого человек отличается от мантикоры облако словно рыбий скелет *между киреной и керчью легионы волн-белоголовок и каждая нераскрытая книга внутри которой ворочаясь созревает лэптоп с ещё неотрегулированным дисплеем глаз глаз существа глаз существа в веществе *держаться за руки переплетя пальцы словно подростки собственно это всё что осталось
|