Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Антологии
TOP 10
Стихи
Стихи
Стихи
Сокращенный вариант романа Л.Толстого «Война и мир»
Стихи
Стихи
Стихи
Стихи
Визуальные тексты
Стихи


Инициативы
Антологии
Журналы
Газеты
Премии
Русофония
Фестивали

Литературные проекты

Нестоличная литература

Поэзия и проза регионов России напечатать
  предыдущий автор  .  к содержанию  .  следующий автор  
Дмитрий Пономарев

Из зарослей

Приходит весна,
они наслаждаются преступлениями,
которых не совершили.

Из окна виден переулок и лицо шофера.

Приходит весна,
они кладут на плечи тени улицы,
тени ее животных.

Из зарослей никто не выходит навстречу.

Лишь ребенок стучит сапогами по стенам домов
и брезжит в рассвете.

Приходит лето,
они уверены, что кино снимают и снимают.

Чем жарче, чем круглее диск солнца или луны,
чем лицо шофера слаще в размякшем воздухе,
тем больше растет их тревога,
как ребенок, не покидающий улицы,
вплоть до поворота,

они смотрят,
никто не выходит из зарослей,
словно интриги плетут и плетут,

из зарослей
кто-нибудь покажется в силе и славе,
и странствующий,
одичалый ребенок падет к его ногам.

День за днем,
осень в запасе и зима.

Они пишут друг другу из укрытий,
что война заканчивается победой,
и рассвет заканчивается завтраком.

Звери кричат все сильней на дороге.

С толку их сбивает
лицо шофера на пути к зарослям.

Тогда они сбрасывают вниз
одежду и выносят из дома вещи.

Сержант удивляется: что за черт
дернул их в такое время,

когда и так пьяная
женщина раскачивается на его цепи,

когда век скоро кончится.
Век и вода в кране. Век
и слабительное их собаки.

В зарослях кто-то, может быть,
копошится в эту минуту.
И вот-вот они сразят его
огнем и сталью.

Ясная и разумная картина
не может сложиться
из частей их представления.

Стекло, облеченное в раму,
становится бесконечным блаженством,

и дождь рассыпается в поклонах
и объяснениях насчет любви.

В книге написано о зарослях
лишь то, что все не так уж плохо,

что сестры и братья не заглянут к ним,
а родители преданы Атлантиде.

Бьют часы, и патрульный неземной
пост, как богомол, притаивается в засаде.
Это они хорошо видят в своей норе:

как ничтожная часть суши покоряется завоевателю.

Они видят рельсы и многое другое.
Из зарослей никто не выходит навстречу.

Был бы ты щедр,
как ветер над пустеющим городом,
пустеющим, как дыра,

был бы ты ласков,
как торговка цветами,
что лежит на руинах театров,

ты потряс бы посохом, отточенным слезами,
и совершил их несовершенное преступление.

Ибо улица сужается и тускнеет,
и многое другое предстает их взору и взору их врага.

О,если бы он сдался на милость и вышел из дома напротив,
из укрытия, надежней чем их укрытие.

В синих ранах, в синих соцветиях вышел
и получил бы в награду песню,
дикую песню розг и проклятий.

Он стоял бы нем и глух,
прямо сложив перед собою руки,
устремленные к зарослям.

И помог бы делу: мертвый ли,живой или готовый умереть,

чтобы кто-то шагнул к нам
из зарослей по его безмятежному лицу.


  предыдущий автор  .  к содержанию  .  следующий автор  

Об антологии

Все знают, что Россия не состоит только из Москвы и Петербурга и что русская культура создается не в одних столицах. Но откройте любой общероссийский (а значит — столичный) литературный журнал — и увидите, что российская провинция представлена в нем, что называется, «по остаточному принципу». Эта книга — первая попытка систематически представить литературу (поэзию, короткую прозу, визуальную поэзию) российских регионов — и не мертвую, какою полнятся местные Союзы писателей, а живую, питающуюся от корней Серебряного века и великой русской неподцензурной литературы 1950-80-х, ведущую живой диалог с Москвой и Петербургом, с другими национальными литературами со всего мира. Словом — литературу нестоличную, но отнюдь не провинциальную.

В книгу вошли тексты 163 авторов из 50 городов, от Калининграда до Владивостока. Для любителей современной литературы она станет небезынтересным чтением, а для специалистов — благодатным материалом для раздумий: отчего так неравномерно развивается культура регионов России, что позволяет одному городу занять ощутимое место на литературной карте страны, тогда как соседний не попадает на эту карту вовсе, как формируются местные литературные школы и отчего они есть не везде, где много интересных авторов...

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service