Третий международный фестиваль «Биеннале поэтов в Москве» проходил в Москве в сентябре-октябре 2003 г. В рамках акции «Москва — город поэтов», которая предваряла Международную неделю Биеннале поэтов-2003, в библиотеках и музеях, литературных салонах, культурных и выставочных центрах, университетах и гимназиях состоялись поэтические вечера и моноспектакли, организованы книжные и фотовыставки, демонстрации архивных видеоматериалов и др. Среди особо заметных событий — вечер памяти Семена Липкина в Государственном литературном музее, российско-канадский писательский форум при участии генерал-губернатора Канады в Центре им. Вс. Мейерхольда, фотовыставка «Лица современной поэзии» в Музее-общественном центре им. Сахарова, открытие нового литературного Клуба «Билингва» и поэтического салона «На Самотеке». Открытие Международной недели Биеннале поэтов 21 октября в Центре имени Мейерхольда запомнилось не только небывалым прежде вниманием к поэзии со стороны прессы, но и неожиданностями и экспромтами, свидетельствующими о живости и естественности фестивального сюжета: так, великолепный русский поэт и житель Канады Бахыт Кенжеев, удостоенный в этот раз Большой премии «Москва-транзит» (она присуждается иногородним авторам от лица московских поэтов), не знал об этом и не смог приехать на открытие, появившись в Москве днем позже, так что знак премии — статуэтку работы французского скульптора и поэта Бориса Лежена — пришлось вручить за него другому представителю Канады — квебекскому поэту Жану-Эрику Риопелю. Четыре основных дня работы Биеннале были переполнены событиями: более 50 литературных встреч, чтений, дискуссий состоялось за эти дни. Основную тему фестиваля — «Смещение пространств», ситуацию поэта, оторванного от своей языковой среды, поэтическое и культурное двуязычие, — глубоко и разносторонне обсуждали участники круглого стола в клубе «Проект О.Г.И.», организованного и переданного в эфир Радиостанцией «Свобода». Более широкий разговор о поэтическом сегодня шел на небольшой конференции журнала «Новое литературное обозрение» по случаю выхода в свет специального выпуска, посвященного современной поэзии. Знаменательно и то, что именно к Биеннале поэтов различными издательствами было приурочено появление целого ряда книг: в рамках фестиваля состоялись презентации книжной серии «Поэты русской диаспоры» издательства «НЛО», двух книг поэтов русского зарубежья, изданных журналом «Арион», очередного выпуска книжной серии издательства «АРГО-РИСК» «Молодая поэзия мира», 10-го номера ежегодного альманаха молодых авторов «Вавилон»... Среди других поэтических вечеров были концептуальные — скажем, представление ферганской школы русского стиха, совместная программа русских и латышских поэтов из Латвии — единственной страны бывшего СССР, где идет живой диалог между авторами разных языков, — или вечер молодых русских американцев, пишущих по-русски и по-английски. Были и вечера другого рода — яркая россыпь никак особенно не связанных поэтических индивидуальностей, где каждый следующий автор ничем не напоминает предыдущего. Особой страницей Биеннале стали многочисленные встречи поэтов со студентами московских гуманитарных вузов. Фестиваль завершился свободным микрофоном на вечере закрытия и вручением Малой премии «Москва-транзит» (для молодых поэтов) приехавшему в Москву из Крыма Андрею Полякову, чья третья книга стихов была выпущена к Биеннале. Но и это не конец. Фестивальные встречи позволили поставить последние штрихи в работе над антологией молодой русской поэзии, куда вошли авторы со всех концов света, — этот том выйдет в «Новом литературном обозрении» до конца года. Фестиваль же стал и отправной точкой для работы над другой антологией — современной поэзии русского зарубежья, и она тоже вскоре увидит свет. А дальше придет пора готовить Четвертый международный фестиваль «Биеннале поэтов в Москве».
|