Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
Фестивали

Инициативы
Антологии
Журналы
Газеты
Премии
Русофония
Фестивали
Русская премия

Русская премия

Ежегодная литературная премия

Литературные проекты

Биеннале поэтов в Москве

Новости фестиваля напечатать
к списку новостей  .  предыдущая новость  
Круглый стол «Социальная поэзия. Что это такое?»

27.11.2009
Основная линия противостояния между участниками дискуссии оказалась легко предсказуемой и была задана предшествовавшей содержательному разговору перебранкой между Дмитрием Кузьминым и Всеволодом Емелиным, сразу же сообщившими аудитории, что они думают друг о друге.

В последовавшем пространном выступлении Кузьмин изложил уже высказывавшуюся им неоднократно мысль о том, что в 1990-е годы гражданская проблематика в русской поэзии была редкостью, поскольку ощущалась как сильно скомпрометированная советской поэтической практикой, а затем примерно в 2000 году началось её возрождение, непосредственно связанное с темой чеченской войны (впрочем, как отметил в своей реплике Леонид Костюков, не следует забывать, что и во времена слабой востребованности гражданской лирики к ней постоянно обращались некоторые значительные авторы — прежде всего, Всеволод Некрасов). Сейчас, по мнению Кузьмина, гражданская поэзия, проблематизирующая состояние умов в обществе и гражданское самосознание субъекта, широко представлена в русской поэзии, но из фокуса общественного внимания её может вытеснить поэзия упрощённая, паразитирующая на распространённых стереотипах и идущая навстречу примитивному запросу публики, не заинтересованной в работе над собой (по этому поводу Кузьмину также возразил Костюков, заметивший, что, по большому счёту, плохая поэзия никак не может помешать хорошей — как ничем не помешал расцвету русского стиха во второй половине XX века бездарный, но облечённый множеством регалий Егор Исаев).

Высказывавшиеся затем Андрей Хаданович из Белоруссии и Сергей Жадан из Украины в один голос говорили о том, что в их странах, где гражданское самосознание и политическая ангажированность по крайней мере у некоторых социокультурных групп весьма обострены, гражданская и политическая тема представляют собой серьёзный соблазн для автора, поскольку значительно добавляют ему популярности вне всякой зависимости от художественной состоятельности; поэтому, отметил Хаданович, и в Белоруссии на протяжении 1990-х годов многие поэты воздерживались от прямого политического высказывания, и уже в 2000-е новое поэтическое поколение стало переламывать эту тенденцию, соединяя в своих стихах гражданское начало и обострённую индивидуальность (в качестве примеров прозвучали стихотворения Вальжины Морт в переводе Кузьмина и Марии Мартысевич в переводе Ильи Кукулина). Распространённой, однако, остаётся ситуация, когда аудитория поэта собственно поэзией особо и не интересуется, ожидая от него острых высказываний на актуальные темы. По признанию Жадана, его собственная популярность заметна выросла благодаря ряду остросоциальных публикаций, совпавших по времени с революционным подъёмом в Украине, однако, в целом, непосредственные отклики на эти события, созданные по горячим следам и напрямую адресованные их участникам, оказались на редкость слабыми в художественном отношении.

Всеволод Емелин, что неудивительно, выступил с прямо противоположных позиций, заявив, что «поэзия», «художественные задачи» и т. п. его совершенно не интересуют и он предоставляет всем этим заниматься оторванным от народа, замкнувшимся в самих себе кружкам (и лишь по необходимости, ради того, чтобы его книги лучше продавались благодаря рецензиям, вступает в контакт со всяческими «экспертами»). В то же время, по мнению Емелина, гражданская поэзия, которая должна быть адресована широким народным массам и находить у них отклик, в России сегодня невозможна, поскольку, в отличие от Украины и Белоруссии, здесь нет политики, политической жизни, гражданских позиций. На вопрос из зала, чем же, в таком случае, занимается сам Емелин, он ответил, что сочиняет не стихи, а тексты, и интересуется реакцией на них со стороны публики.

В последующем обмене репликами основное место заняла тема народа, поскольку одна сторона обвинила другую в заигрывании с ним, а другая первую — в оторванности от него. В ходе перепалки Кузьмин в конце концов заявил, что народ — это, прежде всего, соль народа, граждане, те, кто способен мыслить и сомневаться (и задача гражданской поэзии в том и состоит, чтобы будить мысль и сомнение), прочие же суть не народ, а чернь. В связи с этим Евгений Абдуллаев напомнил, что очень похожая дискуссия состоялась около ста лет назад, когда Андрей Белый выступил с утверждением о том, что истинно народной поэзией теперь является символизм. По мнению Абдуллаева (подчеркнувшего, что и он представляет страну, где нет политики, — Узбекистан), многое в политическом бытовании поэзии определяется контекстом — и в иных контекстах гражданским оказывается любое поэтическое высказывание, если оно свободно и независимо. В дебатах выступили также Илья Кукулин, Александр Самарцев, Евгения Вежлян.

Резюмируя состоявшуюся дискуссию, её модератор Татьяна Щербина примирительно заметила, что в пространстве культуры уживаются, к примеру, строго академическая и понятная лишь узкому кругу шумерология Владимира Емельянова и издающаяся миллионными тиражами фантастика на шумерские темы Захарии Ситчина — потому что они занимают в культуре разные экологические ниши. Инициатор круглого стола Станислав Львовский напоследок заявил, что даже в отсутствие взаимопонимания соединение взаимоисключающих позиций на одной площадке — уже шаг в борьбе с раздробленностью российского социокультурного пространства.


Новости фестиваля

27.11.2009
Основная линия противостояния между участниками дискуссии оказалась легко предсказуемой и была задана предшествовавшей содержательному разговору перебранкой между Дмитрием Кузьминым и Всеволодом Емелиным, сразу же сообщившими аудитории, что они думают друг о друге.
| далее

27.11.2009
Третий Фестиваль голосового стиха, по традиции проходящий в рамках Биеннале поэтов, продемонстрировал, пожалуй, некоторое смещение установленного Вторым фестивалем баланса между двумя рецитационными полюсами — пением и криком.
| далее

24.11.2009
Собравшиеся отдали дань памяти ушедшим из жизни в 2009 году русским поэтам — и дань уважения зарубежным гостям Биеннале.
| далее

29.10.2007

28.10.2007
Заключительные чтения Биеннале поэтов были посвящены памяти Дмитрия Александровича Пригова, в прошлом неизменного участника тех или иных фестивальных акций.
| далее

| Все Новости фестиваля

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service