Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
Фестивали

Инициативы
Антологии
Журналы
Газеты
Премии
Русофония
Фестивали
Независимая литературная премия «ДЕБЮТ»

Илья-премия

Независимая литературная премия Фонда памяти Ильи Тюрина

Литературные проекты

Биеннале поэтов в Москве

Новости фестиваля напечатать
  следующая новость  .  к списку новостей  .  предыдущая новость  
Круглый стол «Поэзия как неформат»
24 октября 2007 г., Московская городская Дума и клуб «Улица ОГИ»

25.10.2007
Круглый стол «Поэзия как неформат» в рамках Биеннале поэтов был запланирован как обсуждение различных форм социокультурного бытования поэзии и должен был состоять из двух частей, посвященных соответственно нынешнему состоянию поэтического книгоиздания в разных странах и различным альтернативам книге (Интернету, фестивалям и чтениям и др.). Однако обмен мнениями принял гораздо менее систематический характер.

Вначале о ситуации с изданием поэзии в своих странах коротко рассказали французский поэт и литературтрегер Жан Пьер Симеон (нарисованная им картина, в соответствии с которой поэзия печатается преимущественно недолговечными малыми издательствами, не слишком отличается от российской), американский поэт, литературовед и редактор Дэвид Леман (он отметил, в частности, что курируемая им серия ежегодников «Лучшая американская поэзия года» в достаточной степени коммерчески успешна) и руководитель квебекского издательства «Forges» Гастон Бельмар (он остановился на издании современной зарубежной поэзии, для которого изобрел своеобразный метод: выпускать книгу поэта-иностранца по выбору иностранного издательства в обмен на книгу квебекского поэта по выбору «Forges» в соответствующей стране).

Тон дальнейшему разговору задали выступления главных редакторов двух российских поэтических журналов – Алексея Алёхина («Арион») и Дмитрия Кузьмина («Воздух»), – сделавших акцент на необходимости пропаганды поэзии, её выхода к более широкому читателю. По мнению Алёхина, вопрос сводится к тому, чтобы издание поэзии было поставлено в повестку дня крупных издательств, обладающих серьезными дистрибутивными возможностями; как сообщил Алёхин, журналу «Арион» наконец удалось достичь такой договоренности с издательством «Аванта +», прежде известным, в основном, выпуском энциклопедий и входящим в издательский холдинг «АСТ», – и теперь каждый год будут выходить 12-15 книг современных поэтов (начиная, сказал Алёхин, с умершего в 1980 году Леонида Мартынова), которые через оптово-розничную сеть холдинга будут распространяться по всей стране. По мнению Кузьмина, 15 книг в год на полвека русской поэзии мало что дают: при таких масштабах у читателя можно создать только крайне обедненное и фрагментарное представление о том, что происходит сегодня в русской поэзии, а главное – при этом не решается задача привлечения читателя к новейшей поэзии, задача просветительская и пропагандистская. Ключ к расширению читательской аудитории, дезориентированной не столько малодоступностью книг, сколько разноголосицей экспертных оценок, обилием имен, разнонаправленностью тенденций, – обновление привычного ассортимента форматов поэтической книги: серия Дэвида Лемана (в которой один из ведущих американских поэтов каждый год отбирает наиболее заинтересовавшие его стихи в периодике за отчетный период), на взгляд Кузьмина, является в этом отношении превосходным примером, и удивительно, что идея такой антологии никем не подхвачена (впрочем, по словам Кузьмина, он-то один раз такую антологию составил, но заказавшее ее издательство закрылось).

Тему пропаганды поэзии продолжил главный редактор американского журнала «Poetry», поэт и эссеист Крисчен Уаймен, рассказавший о работе связанного с журналом фонда (где, в частности, специальный сотрудник ведает продвижением наиболее ярких и доступных стихотворений из числа напечатанных в журнале в СМИ общего профиля, тиражи которых доходят в США до двух миллионов экземпляров); стоит отметить, что значительным расширением своей просветительской деятельности журнал «Poetry» во многом обязан сумме в 100 с лишним миллионов долларов, которую завещала ему одна читательница. Гастон Бельмар, превративший небольшой старинный квебекский город Труа-Ривьер в мировую столицу франкоязычной поэзии, рассказал о множестве используемых для популяризации поэзии приемов: от развешивания на деревьях городского парка табличек со стихами об этой породе деревьев до специальных почтовых ящиков, куда любой желающий может опустить свое стихотворение, чтобы оно было прочитано специалистом. Американская поэтесса Мэрилин Нельсон отстаивала более локальные и персонализированные способы взаимодействия поэта с читателем: приобретя благодаря редкостному коммерческому успеху одной из своих книг дом в американской глубинке, она превратила его в небольшой дом творчества, где по месяцу-другому живут 6-7 поэтов из разных стран, и появление в местном книжном магазине особой полки для произведений постояльцев Нельсон значительно подняло интерес к стихам в округе. Кроме того, Нельсон заметила, что поэзия – это не только лирика, в которой поэт говорит о себе, но и повествовательная поэзия, в которой он может говорить о других, и эти другие и будут самыми заинтересованными читателями поэзии: Нельсон практикует своеобразные «поэтические услуги» – сочинение стихотворения на сюжет, заданный читателем (например, об истории любви его родителей), и хотя это стихотворение едва ли будет опубликовано, Нельсон не сомневается, что его место в жизни заказчика и его близких весьма велико. Негромким, но всё же диссонансом прозвучали в ходе разговора слова русских поэтов из Латвии Сергея Тимофеева и Артура Пунте, призвавших рассматривать поэтические видеоклипы, которым они занимаются, не как средство популяризации поэзии путём её форматного сближения с более массово востребованными видами искусства, а как эстетически значимую стратегию диалога между представителями разных видов искусства.

Сотрудник журнала «Новое литературное обозрение» Илья Кукулин, во второй части дискуссии сменивший Евгения Бунимовича в роли ведущего, предложил участникам высказываться не только о средствах, которыми может воспользоваться поэзия для выхода к людям, но и о том, что она может им предложить по существу, – в качестве своего рода иллюстраций прочитав по ходу беседы стихотворения Бориса Херсонского, Виктора Полищука и Александра Белякова. Однако в полной мере откликнулся на этот призыв только Борис Дубин, говоривший о современном стихотворении как об остановленном и осознанном как нечто цельное и ценное временном отрезке (в этом аспекте Дубин противопоставляет стихотворение и коммерческий роман так же, как в современном кинематографе противопоставлены клип и сериал, и расценивает видеоклип как естественного союзника стихотворения). Жан Пьер Симеон и Гастон Бельмар предпочли говорить об универсальной истинности поэзии, в конечном счете всегда говорящей о жизни, смерти и любви.

В ходе круглого стола выступили также главный редактор журнала «Критическая масса» Глеб Морев, представитель магазина некоммерческой литературы «Фаланстер» Борис Куприянов, поэты Кэрол Дэвис (США) и Елена Фанайлова. По инициативе Фанайловой вторая часть дискуссии записывалась как радиопрограмма и будет звучать по радио «Свобода» в рубрике «Свобода в клубах».


Новости фестиваля

27.11.2009
Основная линия противостояния между участниками дискуссии оказалась легко предсказуемой и была задана предшествовавшей содержательному разговору перебранкой между Дмитрием Кузьминым и Всеволодом Емелиным, сразу же сообщившими аудитории, что они думают друг о друге.
| далее

27.11.2009
Третий Фестиваль голосового стиха, по традиции проходящий в рамках Биеннале поэтов, продемонстрировал, пожалуй, некоторое смещение установленного Вторым фестивалем баланса между двумя рецитационными полюсами — пением и криком.
| далее

24.11.2009
Собравшиеся отдали дань памяти ушедшим из жизни в 2009 году русским поэтам — и дань уважения зарубежным гостям Биеннале.
| далее

29.10.2007

28.10.2007
Заключительные чтения Биеннале поэтов были посвящены памяти Дмитрия Александровича Пригова, в прошлом неизменного участника тех или иных фестивальных акций.
| далее

| Все Новости фестиваля

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service