Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
  следующая публикация  .  Михаил Бутов  .  предыдущая публикация  
Жизнь спасла героя

17.08.2007
Василий Костырко
Алфавит, 8.12.1999
Досье: Михаил Бутов
        На прошлой неделе состоялось вручение премии Букера. Лауреатом стал Михаил Бутов с романом «Свобода».
        Телевидение, в нынешней культурной ситуации повелевающее стихиями, сочло событие не слишком интересным, а следовательно, раскрутке не подлежащим. Действительно, огромный, большерукий писатель, одетый кое-как, со странной, если не сказать шокирующей, манерой выражаться, которая требует от собеседника интеллектуальных усилий. Другое «отягчающее обстоятельство»: ни в каких литературных тусовках Бутов не числится. Всего этого более чем достаточно для того, чтобы смело проигнорировать литературную значимость события, сославшись на несовершенство самого института литературных премий в России. В результате создатели « букеровского репортажа», например, на НТВ оставили Бутову только одну фразу: «Я хотел написать роман, похожий на реальность, и я его написал». Не ломая голову над тем, о какой реальности идет речь, тележурналисты объявили Бутова «русско-советским» реалистом. Парадоксально, но ситуация во многом объясняется природой непрочитанного тележурналистами произведения. Роман Бутова уже на расстоянии отпугивает тех, кому не адресован.
        О чем же собственно роман? Уж точно не о нашей переменчивой и призрачной, как мелькание кадров в рекламном ролике, жизни – социально детерминированная реальность и обыденщина остаются за стенами квартиры, где герой Бутова уединяется, чтобы провести над собой жестокий и страшный эксперимент – погрузиться в свободу. Сразу поясняю: свобода эта не имеет никакого отношения к героину, свободной любви, к праву свободно переключать телевизор с канала на канал или к праву на колбасу за 2.20. На первый взгляд вообще не понятно, какая еще свобода нужна герою: он и так не имеет семьи, дома, постоянной работы. Налицо все атрибуты богемности: приехав побродить по Ленинграду, герой «останавливается» в заброшенном доме бок о бок с бомжами и мелкими уголовниками и «не наблюдает часов», проводя время в беседах о Николае Кузанском со случайно подвернувшимся и, по причине ночного времени суток, совершенно невидимым собеседником из числа обитателей дома и т.д. Дружит он исключительно с теми, кто ему интересен: с бескомпромиссными творческими личностями и маргиналами.
        Казалось бы, чего еще человеку надо. Всего-то дождаться (действие происходит в начале 90-х), когда друзья войдут в моду и ты – состоялся, твой «бескомпромиссный» образ жизни стал общественно значимым явлением, событием культуры. Вместо этого герой закупает консервы, прогоняет любовницу и погружается в себя, оказываясь наедине со Свободой, первозданной, как платоновское Единое-в-себе, и обдающей ледяным дыханием смерти, как гегелевское Чистое Бытие. До жизни такой героя доводит не внутренняя ущербность и не какая-нибудь недавно вошедшая в моду мистическая традиция. К самоуглублению и затворничеству ведет логика его духовных исканий. Последовательно отбрасывая все, что подчиняет, опредмечивает, определяет, герой Бутова стремится ухватить аморфный, утекающий сквозь пальцы остаток – свое подлинное Я, исследует то пространство, в котором человек равен самому себе.
        У погруженного в созерцание героя эта внутренняя работа идет почти бессознательно. Колоссальное внутреннее напряжение проявляется лишь косвенно, деформируя предметы и мелкие происшествия. Чего стоит, например, полная драматизма история дружбы героя с пауком или библейская картина гибели тараканьего народа, который бутовский герой потравил химикатами. В критический момент, когда герой приуготовляется к тому, чтобы последовать за тараканами, на сцене появляется его антипод Андрюха, олицетворяющий жизнелюбие и предприимчивость, и вовлекает героя в водоворот своей бурной жизни.
        Казалось бы, все просто и ясно: руками Андрюхи Жизнь спасет отпавшего от нее героя. Однако довольно скоро выясняется, что спасителя изнутри подтачивает недуг куда более опасный, чем склонность к робинзонадам. Читатель, пытающийся соотнести происходящее с привычной для себя системой координат, раз за разом вынужден от нее отказываться и идти за автором.
        Роман Бутова – это напряженный и драматичный отчет о том, как созревало нынешнее поколение 35-летних, и поэтому требует от читателя труда, душевной работы. За приглашение к этому труду мы и благодарим писателя.


  следующая публикация  .  Михаил Бутов  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service