Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
«Я бо родился в Диком Поле...»
Вечер Юрия Милославского в Харькове

09.09.2007
Петр Маслюженко
11-го февраля на «Малой сцене» Харьковского дома актера состоялся вечер известного писателя Ю. Г. Милославского.

        Те, кто читал прозу Милославского – роман «Укрепленные города» (1980), повесть «Лифт» (1993) и несколько циклов рассказов, получивших широкую известность сперва в эмиграции (сборник «От шума всадников и стрелков», ARDIS, 1984), а с начала 90-х годов – в России (Сборник «Скажите, девушки, подружке вашей», ТЕРРА, 1993), были заинтригованы приездом мэтра. Напомним, что это к его книгам «Urban Romances, selected stories» (ARDIS, USA,1994 и 1997) лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский написал в предисловии: «Словно не пером написано, а вырезано бритвой».
        Последний раз художественной прозой писатель на родине «отметился» лишь в 2004 г. в альманахе «Двуречье. Харьков – Санкт-Петербург» – рассказами «Последний год шестидесятых» и «Ombra Аdоrata».
        Юрий Милославский не только известный прозаик и поэт, но и историк литературы, журналист. Учился он не только в Харьковском университете, но и в Мичиганском (США), где в 1994 г. защитил докторскую диссертацию «Лексико-стилистические и культурные характеристики частной переписки А. С. Пушкина». Милославский – почетный член Айовского Университета (США) по разряду изящной словесности (1989) и член Американского PEN-центра. Книги рассказов Ю. Г. Милославского были также опубликованы во французском и английском переводах.
        Стихи Милославского лишь единожды были собраны автором в книгу «Стихотворения», которую выпустил в свет в 1983 г. известный пропагандист русской культуры в эмиграции, ныне покойный И. Малер – владелец единственного в те времена русского книжного магазина (и издательства при нем) в Иерусалиме. Начиная с 1977 г. стихи Ю. Г. Милославского входили во все сколько-нибудь значительные антологии русской поэзии за рубежом и в Отечестве («Антология Голубой Лагуны» К. К. Кузминского, «Самиздат Века» и др. Вошли стихи Милославского и в готовящийся к выходу в Москве большой том «Русская поэзия ХХI века» (составитель Г. Красников).
        В Харькове стихотворения Милославского были опубликованы в сборниках «Дикое поле. Стихи русских поэтов Украины конца ХХ века» (2000, составители А. Дмитриев, И. Евса, С. Минаков) и «Звучащий свет» (Стихи участников Международного фестиваля памяти Чичибабина, 2005).
        В этом нет случайности, поскольку именно Милославский посещал в середине 60-х студию, которой руководил Б. Чичибабин, и именно Милославский спустя четыре десятилетия написал: «...У нас на Слобожанщине, в Области расселения Слободских Полков, на земле Дикого Поля жил – и обрел во блаженном успении вечный покой поэт Борис Чичибабин, – он же товаровед-счетовод Борис Полушин. Ему дано было ведать товары добрые – и свои итоговые счета он вел верно. Вчитаемся же вновь и вновь в оставленные нам книги сего великого русского счетовода. Бог даст, считать научимся – глядишь, и поумнеем».
        На вечере в Доме актера, куда пришли десятки поклонников литературного дарования известного писателя, люди разных поколений, Юрий Милославский читал стихи и прозу.
        Начал гость с уже ставшего классическим рассказа «Скажите, девушки, подружке вашей...», в связи с которым (в числе других) американская критика сравнила сочинения этого автора с прозой Гоголя. Приведем стилевой образчик из вышеназванного рассказа: «А со стороны лодочной станции поднимались на бульвар местные молодые люди в припасенных у утра белых шелковых соколках-безрукавках. Вот падет солнце – и загар местных молодых людей станет инфракрасным мраком. Но осталось пять минут жизни у багровизны за синим морем, – и покамест видать, что загар создан из прозрачного черного хрусталя, простеленного на самосветящееся скользкое золото. Так загорают все детство, отрочество и юность – за одни курортные сезоны не успеешь...»
        Гость прочел стихи последних лет, и даже – встав – спел сочиненную им недавно «слободскую народную песню» «Все государства Российскаго Царствия», которая начинается такими строфами: «Эх-да никуда я не поеду, / Эх-да не пойду я никуда, / Ни в Понизовье, ни в Задонье, / Ни в Замосковны города, // Ни во Немецкую украйну, Ни во Заоцкие края – / Я бо родился в Диком Поле / И тамо, знать, и сгину я...»
        Ответив на вопросы слушателей, касавшихся в основном харьковской ретроспективы 60-х и новейшей литературной жизни Нью-Йорка, писатель прочитал также два отрывка из новой большой повести, ради завершения которой и прибыл на 4 дня в свой родной город, где последний раз был в 1991 г. (эмигрировал в 1973).
        И в новой, и в известной прозе Милославского Харьков, названный и неназванный по имени, упоминается постоянно.
        Занимательным оказалось такое совпадение места: именно в помещении Дома актера прежде находился Харьковский театр кукол, и именно сюда в 1963 г., еще в эпоху знаменитого кукловода Афанасьева, имя которого театр носит сейчас, 15-летний Юрий Милославский пришел устраиваться на работу электриком. Однако судьба распорядилась иначе. Незаурядность его личности сразу была оценена в труппе, куда Юрий и был принят актером, прослужив в этой должности в итоге 5 лет.
        Организовала вечер-встречу редакция литературно-художественного журнала «©оюз писателей» (соредакторы А. Краснящих, Ю. Цаплин, К. Беляев). Вечер провел писатель Станислав Минаков, представивший публике не только живого классика, но и издания, где публиковались сочинения Ю. Г. Милославского. В частности, ставшие уже чуть ли не библиографической редкостью исследовательские книги питерского издательства «Царское Дело»: «Знамение последних времен. О чудотворном образе Божией Матери Иверской-Монреальской» (2000) и «Странноприимцы. Православная ветвь Державного ордена рыцарей-госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского (2001).
        Дав интервью телекомпании «Первая столица», которая записывала весь полуторачасовой вечер, пообщавшись с литературной молодежью города, а затем надев темно-серое пальто с длинным черным шарфом и свою стильную кепку, сшитую из разноцветных кусков твида и купленную, по его словам, «лет двадцать назад в Дублине», мэтр покинул «Малую сцену».


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service