Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Выступление на заключительном семинаре премии «Дебют»

18.08.2007
Топос, 23.12.2003
        Здравствуйте. Попробую изложить свое кредо.
        Я не стремлюсь к тому, чтобы меня поняли вполне. Стихи вообще нельзя понять вполне, их можно только попытаться объяснить. Составить список прочитанного автором, снабдить комментарием.
        Мир беспорядочно усеян упорядоченными формами. Он многогранен, многослоен. Литература похожа на детский конструктор или кассу букв, цифр, слогов. Это конструирование бытия из букв, слов, фраз. Из них можно сложить «Илиаду» – как Гомер. Или «Аду» – как Набоков. Или «Ад» – у Данте.
        Материалом для стихотворения может стать что угодно: цитата, случайно подслушанная фраза, сновидение, мысль, выхваченная наугад из потока сознания. Сознание автора похоже на фильтр, сито восприятия, отсеивающее из окружающего и внутреннего мира детали для стихотворения. Все имеет смысл. Наверное, не стоит ограничивать себя, присваивая словам фиксированные значения.
        Я не вижу необходимости в рифмах. Они отражают стремление к гармонии, которой недостает миру. В двадцатом веке мир неузнаваемо изменился, и теперь мы ничего не знаем о нем. Техника стихосложения тоже изменилась: свободные формы стиха (верлибр, версет и другие) потеснили традиционные. В Европе и Америке свободный стих стал общепризнанным. В России, к сожалению, он до сих пор редок.
        Говорят, что нерифмованная поэзия элитарна. Но нельзя упрекать ее в недоступности: автор предоставляет каждому читателю свободу домыслить, вообразить, интерпретировать. Он делится видением мира, не навязывая свою точку зрения. Читатель становится соавтором. Рифмованные стихи, на мой взгляд, авторитарны.
        Рильке мечтал о романе размером со страницу. Теперь вообразите стихотворение из одного-единственного слова: «тишина», «гора», «сияние». Целый океан смыслов и полная автономия читателя! Такой стих – аналог «Черного квадрата» в живописи, разложение на элементарные частицы, обнажение структуры, максимальное упрощение, позволяющее достичь глубины.
        Хочу поблагодарить жюри и оргкомитет премии «Дебют» за оказанную мне честь, за предоставленную возможность участвовать в конкурсе.
        Спасибо за внимание.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Последние поступления

02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов
11.04.2018
Беседа с Никитой Сафоновым
28.01.2018
Авторизованный перевод с английского А. Скидана
Кевин М. Ф. Платт

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service