Это время не считается с памятью, торопится быть первым, все сожрать, вылизать циферблат широким влажным языком, костлявым пальцем подобрать крошки, ничего не оставить. Это память острой мордой тянется к каждому жесту, к любому ошметку речи, тычется, рвет жизнь на клочки, заглатывает ее слишком большими кусками, давится, не успевая различить вкус, лишь бы времени не досталось. Это поэзия присаживается на шаткий табурет, смотрит, как они давятся, рычат и теснят друг друга, и приговаривает: «Ату! Ату!»
Таких любознательных принято гнать из рая! Ты знаешь, какое блаженство – не знать? Не знаю. Улики, следы, детективная прыть погони. Ты помнишь, какое блаженство – забыть? Не помню.
Подборка Веры Павловой в «НО» про то, как память и время в вечном своем противостоянии создают совершенно особый, странный и сложный образ прожитого. Реальная картинка разрезается на куски, часть кусков теряется безвозвратно, а у другой части осторожно подрезаются углы, подравниваются стыки. Новый портрет прошлого кажется почти складным, но все детали оказываются так пугающе рельефны, все линии – так резки, так болезненно эффектны теперь сочетания цветов, что волей-неволей думаешь: это нельзя было прожить, невозможно было бы сквозь все это выжить. Ну разве что ради того, чтобы проговорить, высказать, загнать в слова, стравить в четырех-восьми-шестнадцати строках память и время, говорить им: «Ату! Ату!», смотреть, как они грызутся.
Читаем вслух Жития. Любовь умирает последней, девочкой девятилетней на глазах у матери ея, и я бедолагу молю: не будь пионером-героем, давай всё иначе устроим! Не верю. Не надеюсь. Люблю.
Павлова всегда могла позволить себе такую степень лиризма и такую прямоту высказывания, какая допустима только при очень сильной, очень искренней эмоции. Эта эмоция спасает слово от китча, от простоты, от подозрений в позировании, в излишней надрывности. «Не верю. Не надеюсь. Люблю», очевидно, звучит так глубоко только у человека, который не верит, не надеется, но любит.
Вообще баланс между кажущейся простотой высказывания и филигранной сложностью конструкций, в которые оно облечено, видится мне одним из основных инструментов, позволяющих текстам Павловой производить такое сильное эмоциональное впечатление. Высказывание подкупает открытостью, возможностью «встроиться» в него и полноценно ему сопереживать, в то время, как удивительно изобретательная структура текста заставляет признать глубину, прочувствованность и комплексность самого переживания.
Могла бы помнить – мне было четыре, ей – два месяца двадцать дней. Сестра моя смерть и сегодня в могиле. Я ничего не знаю о ней. Не потому ли со дна веселья смотрит, смотрит такая тоска, словно сижу над пустой колыбелью в халате, мокром от молока.
В этой подборке шаг за шагом выясняется, что «Любов» не побеждает «Смерть», но Эрос и Танатос, сплетясь в клубок, образуют, как им и положено, пресловутое чудовище о двух спинах. Любовь здесь всегда живет в ужасе перед неизбежным концом и жадничает, цепляется за каждую секунду собственной жизни, плачет, когда ей показывают, как быстро крутится судьбы колесо, чертова кофемолка, рвется сохранить хоть что-нибудь из уже промелькнувшего, пусть горькое, пусть потерянное, но подлинное, живое, а значит – украденное у Смерти. И душа в агонии – не корчится, а пляшет, и спящие в земле спят в обуви, чтобы встать и идти, и умирающую девятилетней девочкой любовь можно уговорить, упросить остаться, остановиться. Каждый раз, когда автор сталкивается с необходимостью дать чему-нибудь уйти, закончиться безвозвратно и навсегда, изобртается сложный механизм, позволяющий обмануть небытие и задержать, остановить события. Иногда это механизм подмены – когда Смерти (читай: «Времени») отдается на расетрзание симулякр, тряпичная кукла вместо живого дитяти; иногда – механизм торга, оттягивания момента расставания, попытки взять Смерть измором, заставить ее, заскучавшую, в раздражении удалиться. А иногда – механизм ложного опережения: Смерть является своим чередом и выясняет, что взять-то уже нечего, добыча притворилась мертвой, ступай прочь, и мы сами решим, умирать ли насовсем, лежать ли полуживыми, воскресать ли, и если да – как, когда, для кого.
Для каких стихов, какими словами.
Стихотворение – автоответчик: Автор вышел. Вряд ли вернётся. Если хотите, оставьте сообщение после того, как услышите выстрел.
|