Врезалась в солнце
Наталья Ключарёва. SOS. — СПб.: Лимбус-Пресс, 2009.

Майя Кучерская
Ведомости, 09.07.2009
№125 (2395)
        Эту книжку следовало бы изучать в курсе по теории литературы в разделе «форма и содержание». Как иллюстрацию того, что в каждом стоящем произведении присутствует иррациональная составляющая, заквашивающая его независимо от совершенства композиции, стиля и прочих формальных умений сочинителя. Как доказательство, что литературный дух тоже дышит, где хочет. В новом романе «SOS» — хотя не поверим подзаголовку, скорее все же повести — Натальи Ключаревой он дышать захотел.
        Это вторая по счету книга совсем молодого еще автора (Ключаревой нет и тридцати). Первой была нашумевшая «Россия: общий вагон» — роман-путешествие, отлично передающий ощущение онтологического сиротства на бескрайних российских просторах. «SOS» тоже в общем о пути, но не железнодорожном: пути художника Гео. Несмотря на юный возраст, провинциал Гео уже покорил Москву, он успешный карикатурист, рисующий картинки для модных журналов. Его бросает от левых радикалов в беспробудное пьянство, богему, из одиночества в родной город, с приезда в который и начинается его вторая жизнь. Перед нами редкая в сегодняшней литературе попытка запечатлеть внутреннее движение героя, странствия его души; у Ключаревой их траектория получилась точно по Блоку — от вспышки влюбленности через болотистый лес к возмездию, а потом к «рождению человека общественного, художника». Звучит, возможно, и слишком возвышенно, но в этой книге не стесняются пафоса, всерьез спрашивая друг друга, например: «Ну и для чего же ты живешь?» И в ответ слыша: «Я оскорблен за людей, что они такие. Недостойны звания человека… Я хочу преобразить их». Героям Ключаревой говорить такое не стыдно, потому что они верят в то, что говорят, а еще потому, что они совсем юные, эти ребята: художник Гео, его приятель Юрьев, прекрасная девушка Юля, ныне жена Юрьева, в прошлом любимая девушка Гео, им брошенная и от отчаяния севшая было на иглу. Всем им слегка за двадцать.
        Все они в состоянии говорить о смысле жизни без кривой усмешки. Это лучшее, что есть в книге «SOS», и главное, что удалось Наталье Ключаревой, — передать их юношеский трепет, запечатлеть смертную напряженность их существования. Словом, передать всю боль и трагичность юности. Когда не разговаривают, а хрипло кричат, когда звонят друг другу ночью, просто чтобы сказать, как все достало, когда забывают нажать на тормоз, а от отчаяния, что он уехал, соглашаются уколоться. Когда чудится, что на месте любимой девушки никогда уже, никогда не будет другой.
        За эту необыкновенно точно переданную обнаженность их чувств, за их святую нервность и яростную чистоту помыслов прощаешь Наталье Ключаревой все формальные неловкости. Неубедительность отдельных ходов, обрывочность сюжетных линий и даже неумение довести своего героя до душевного перелома без химии. Юрьев вручает Гео что-то вроде наркотических грибов, благодаря которым Гео в итоге и «врезается в солнце», обретает веру. Ну и что же? Времени разобраться в том, что искусство требует условности, у Натальи Ключаревой еще полным-полно.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service