«Нужно вернуть моду на поэзию»
Интервью с Александром Кабановым о фестивале «Киевские лавры»

Интервью:
Юрий Володарский
Газета 24, 14 мая 2007 г.
        Юрий Володарский: За последние 10–15 лет в Киеве было несколько попыток организации поэтических фестивалей, но, по-моему, ни один из них не достигал такого масштаба, как «Киевские Лавры». Так ли это?
        Александр Кабанов: Да, верно. Попытки были – фестивали поэзии организовывали и Дмитрий Бураго, и Юрий Каплан. Вопрос в том, какие у них были возможности. На те фестивали тоже приезжали десятки поэтов – в основном, из разных регионов Украины. Привозить поэтов из России, Чехии или Канады тогда было сложно. Мне не совсем этично комментировать мероприятия коллег, но нельзя не отметить и то, что акцент был сделан на русской поэзии, а украинские стихи звучали в мизерных количествах.
        Ю.В.:Состав «Киевских Лавров» без преувеличения можно назвать звездным. Можно ли сказать, что Киев благодаря этому фестивалю в состоянии тягаться с Москвой?
        А.К.:Думаю, что да. Если брать российские фестивали, то номер один среди них – поэтическое биеннале в Москве. Его финансирует московская мэрия, там работает много кураторов по разным направлениям. Так вот, это единственный в России фестиваль, сравнимый по размаху с «Киевскими Лаврами» – уровень остальных гораздо ниже. На «Лаврах», как и на биеннале представлены разные стили, направления, поколения, работает много площадок, где выступают группы поэтов, которые никак не могли бы ужиться в рамках одного журнала. У слушателя есть возможность выбирать.
        Ю.В.:Что же привлекает маститых московских, питерских, пражских и монреальских поэтов в Киев?
        А.К.:Природа, погода, водка, девушки… Шучу.
        Ю.В.:А по-моему, не шутишь. Практически все москвичи, питерцы и прочие россияне от Киева в восторге. Что им тут так нравится, как ты думаешь?
        А.К.:У Киева своя аура. Возможно, этот город не производит регулярно больших поэтов, но он устроен таким образом, что в нем хочется выступать. И делать это именно весной, когда Киев расцветает во всей своей красе. Поэты приезжают сюда общаться, так сказать, в формате стихов. Большой ты поэт или небольшой – не важно, у нас для каждого есть место и время: программа «Свободный микрофон» позволяет выступить каждому автору. Любой еще не открытый Пушкин или Антоныч может прочитать здесь свои стихи. И все воскликнут: елки-палки, вот это поэт!
        Ю.В.:На первых «Лаврах» были такие открытия?
        А.К.:Были. Например, Максим Кабир из Кривого Рога. Первый фестиваль – он такой примерочный, прикидочный. Я думаю, на втором открытий будет больше – он гораздо более разноплановый, чем первый. В его рамках пройдут три вечера украинской поэзии, на которых выступит почти 50 человек, представляющих совершенно разные форматы. Здесь и классическая традиция, и молодежное направление, и силлаботоника, и верлибр, и эстетика слэма. Этот фестиваль станет лакмусовой бумажкой, которая выявит истинное состояние украинской и русской поэзии.
        Ю.В.:Дает ли фестиваль импульс для творчества?
        А.К.:Трудно сказать. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется. Здесь важнее какие-то вербально-тактильные ощущения. Вот, например, ты читал стихи некоего поэта на протяжении многих лет на бумаге или в Интернете, а теперь он рядом с тобой за столом сидит, и вы просто беседуете о жизни, читаете друг другу стихи. Когда собирается вместе столько талантливых людей, происходит переход на какой-то новый энергетический уровень.
        Ю.В.:У обывателя, не слишком жалующего современную поэзию, представление о ее табели о рангах отсутствует напрочь. На слуху до сих пор имена шестидесятников – Евтушенко, Вознесенского, Коротича. Какие имена актуальны сейчас?
        А.К.:В 60-е годы государство очень умно распорядилось модой на поэзию. Это был всплеск свободы, но свобода, с точки зрения государства, должна была быть регулируема. Вот государство и лоббировало тех поэтов, которые его устраивали. Когда оно оставило поэтов в покое, а гораздо большую актуальность приобрела погоня за колбасой, произошел некий провал. Толстые журналы напечатали все прежде запрещенное, а нового великого – ни поэта, ни романиста – не нашлось. Тот сантехник, который раньше стоял с томиком Евтушенко или Вознесенского, отправился в Польшу зарабатывать деньги. Другую часть аудитории отхватили глянцевые журналы. Не была создана мода на поэзию.
        Ю.В.:Ты хочешь сказать, что «Киевские Лавры» стремятся создать такую моду?
        А.К.:Да! Одна из целей фестиваля – вернуть моду на поэзию, на стихи.
        Ю.В.:Далеко не худшая мода в этом мире. Можно сказать, одна из лучших.
        А.К.:Я, как человек, который с большим подозрением относится к поэзии, который вовсе не уверен, нужна ли она вообще…
        Ю.В.:Ну, поэзия, как и любое другое искусство, это то, что не нужно, что не является необходимым.
        А.К.:Может быть…
        Ю.В.:И именно это ненужное составляет наибольшую ценность!
        А.К.:Вопрос мутный, но если есть возможность сделать это прекрасное ненужное, мы его делаем. Фестиваль призван заполнить некий вакуум, расширить культурное пространство Украины и притормозить обыдление населения, которое производится с помощью глянца, политики и поп-культуры. Пройдет несколько лет, и люди усвоят, что в Украине есть хорошие поэты, что читать стихи модно, что это тоже своего рода шоу. У поэзии снова появится нормальный читатель.
        Ю.В.:Хедлайнерами фестиваля являются русские поэты старшего поколения: Пригов, Цветков, Кенжеев, Кибиров. Насколько они сейчас актуальны?
        А.К.:Они были актуальны 20 лет назад и будут актуальны 20 лет спустя. Стихи этих людей будут жить очень долго. Но я бы не сказал, что они единственные хедлайнеры – с украинской стороны тоже немало громких имен: Жадан, Герасимьюк, Рымарук. Эти люди собирают не меньшие залы, чем Пригов и Кибиров. Вот мы и посмотрим, сколько людей придет в Docker Pub, где будут проходить вечера украинской поэзии, и сколько в «Бабуин», где выступят русские поэты. А вообще, думаю, людям интересны и те и другие.
        Ю.В.:Давай поговорим об одном русском поэте из Украины…
        А.К.:Я догадываюсь. Наверное, о большом русском поэте…
        Ю.В.:Да, о большом. Насколько мне известно, организатор «Киевских Лавров», большой русский поэт Александр Кабанов, на фестивале не выступает. Чего это он такой скромный?
        А.К.:В том-то и дело, что на фестивале я не поэт, а организатор. Представь себе, что какой-нибудь менеджер-музыкант устраивает во Дворце «Украина» выступление группы Boney М. Он же не будет выступать вместе с ними! Хотя вполне возможно, он играет совсем не хуже этих Boney М, и они даже об этом догадываются…






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service