Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку институций досье напечатать
Волга
«Волгу» не пускают в XXI век

18.05.2008
Досье: Волга
        В последние месяцы редкий день обходится без какого-нибудь скандала, связанного с культурой. То националисты подадут в суд на художницу Лену Хейдис. То очередная выставка покажется ревнителям благочестия оскорбляющей религиозные чувства граждан. То милиция разгонит кинопоказ, на который собрались неформалы. Здания Европейского Университета в Петербурге и общежития училища имени Гнесиных в Москве вдруг оказываются непригодными для эксплуатации, в здание ИАИ РГГУ врываются люди в казачьей форме и требуют студентов и преподавателей немедленно освободить помещение...
        Литературная среда теперь тоже не отстает: милиционеры наведывались в «Фаланстер» и искали в накладных аббревиатуру «НБП» (по результатам проверки чуть было не изъяли книгу Даниила Хармса, вышедшую в «Новой Библиотеке Поэта»), поэту Игорю Караулову звонили из Отдела по борьбе с организованной преступностью и приглашали для беседы по поводу размещения в сети Интернет «стихов экстремистской направленности». Подобные вещи десять лет назад (когда от них уже отвыкли) показались бы дикостью, а сегодня становятся рутиной.
        Но вот литературных журналов у нас не разгоняли совсем уж давно. Этот прием лежал на полке, изрядно запылился, и вот кому-то пришла в голову мысль снова пустить его в ход.
        Есть в Саратове журнал «Волга — XXI век». Журнал с трудной судьбой. Он начал выходить под названием «Волга» в 1966 году. В 80-е и 90-е журналом руководил Сергей Боровиков. С Боровиковым «Волга» встала в ряд самых авторитетных и значимых литературных журналов России. В 1994 году он получил Букеровскую премию как лучший нестоличный журнал России. Но в конце 90-х годов «Волге» стало не хватать денег — ни государство, ни регион поддержки не оказывали. В итоге в 2000 году выпуск журнала пришлось прекратить. Однако в 2002 году губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков принял решение об областном финансировании «Волги». Главным редактором журнала стал Николай Болкунов. Что было дальше, кратко изложено на странице «Волги» в Журнальном зале:
        «Учредителями стали Министерство печати и Саратовское отделение СП России. При регистрации «Волга» получила приставку «ХХI век». Прежняя редакция (Сергей Боровиков, Алексей Слаповский, Алексей Голицын, Анна Сафронова, Роман Арбитман) к сотрудничеству не приглашалась. На протяжении четырех лет новое издание демонстрировало полную профессиональную несостоятельность, и отставки нового редактора потребовали даже его коллеги из саратовского отделения СП. В 2006 году Министерство печати и информации объявило конкурс на издание журнала; его выиграл саратовский журналист, предприниматель и издатель Сергей Гришин. Он сделал реальную попытку возродить независимую «Волгу», ориентирующуюся на профессиональный уровень публикуемых текстов, на восстановление и развитие того, что было достигнуто до 2000-го года».
        Фактически всю работу по выпуску журнала осуществлял Общественный совет, состоящий из членов старой, боровиковской редакции. С января 2007 года главным редактором обновленного журнала стала бывшая сотрудница старой редакции Анна Сафронова. Все, казалось бы, пошло на лад. Но вот — на днях появилась информация о том, что номер 3-4 не пропущен в печать. Издатели получили серьезный нагоняй от Министерства печати и Саратовского отделения СП, и поэтому не собираются выпускать журнал с нежелательным содержанием, а фактическая редакция, в свою очередь, не собирается уступать издателям.
        В чем проблема с «Волгой»? Разве там тиснули утку о женитьбе экс-президента России на Алине Кабаевой? Может быть, на страницы издания проникли экстремисты, которые призывают к чему-нибудь нехорошему? Да, нет — споры, на первый взгляд, сугубо литературные.
        Все это время вокруг журнала не утихали бури. Ушедший из журнала «профнепригодный» редактор Болкунов и его соратники писали гневные письма губернатору и в Минпечати. В прессе появлялись критические статьи — подчас совершенно непрофессиональные. Вопрос о «Волге» поднимался на всякого рода собраниях и мероприятиях. Алексей Александров, один из редакторов «Волги», пишет в своем блоге об одном из круглых столов, посвященных литературному развитию региона: «А далее почему-то перешли на обсуждение журнала, и конференция, круглый стол и т.д. почему-то стали отчетливо напоминать партсобрание. Досталось каждому, но поэтам и мне больше всех. Председатель АСП (Ассоциации саратовских писателей — Л.О.) Амусин кричал: - Ну что это (зачитывалась такая-то строчка)? Разве это стихи? Это на заборе пишут!». Ненормативная лексика — конечно, удобный повод. Говоря о романе Евгения Новицкого, опубликованном в «Волге», член АСП Иван Корнилов сначала на чем свет стоит ругает сам роман, а потом переходит к очень знакомым пассажам:
        «В России, кажется, есть закон, запрещающий сквернословие в общественных местах: на дискотеках и магазинах, в кинотеатрах и электричках. Но, оказывается, на страницах литературного издания - не возбраняется?.. Причём, если в трамвайный вагон в часы «пик» может набиться от силы 50-60 человек, то журнал с заведомо хулиганской публикацией вышел тиражом более тысячи экземпляров. Если учесть, что это издание распространяется в основном через библиотеки Саратова и области, можно представить, сколько людей морально пострадает... <...> Только очень обидно и больно, что подобного рода сочинение увидело свет в год, объявленный президентом страны годом русского языка» (Земское обозрение. 2007. #48 (664). 5 декабря).
        Газетной статьей дело, разумеется, не ограничилось. Борцы за чистоту Волги быстро освоили популярный нынче жанр интернет-конференции с начальством. Вот отрывок с сайта онлайн-конференции губернатора Саратовской области Павла Ипатова (оригинальные орфография и пунктуация сохранены):
        «Ерохин
        Уважаемый Павел Леонидович! В Саратове есть журнал «Волга-XXI век». Созданный еще Константином Фединым в 60-е годы прошлого века, редактировался сначала Н.Шундиком, затем Н.Палькиным. Когда последнего сняли специальным решением ЦК по личному указанию Андропова, появился С. Боровиков, с которого, собственно, и начались все беды... В прошлом году, благодаря афере (что доказуемо) бывшего министра печати и его заместителя Григорьева, журнал оказался в руках полуграмотных авантюристов, управляемых под крышкой некого издания «Промышленность Поволжья». Презрев все литературные и нравственные нормы, бесы тешаться во всю силу. Теперь еще создается какое-то ГАУ, а по проскочившей в интернете информации, главным редактором станет А.Костенко (это где-то рядом с А.С.Пушкиным). Будут ли в рамках компетенции регионального органа власти приняты меры, чтобы избавить Саратов от этой сальной репутации? Кто конкретно отвечает за принимаемые министерством решения? Ваш формальный ответ понятен, хотелось бы по-существу! Спасибо.
        Ипатов Павел
        Ситуация, о которой Вы говорите мне известна и соответствующие меры по ней будут приняты».
        Смеясь над малограмотным доносчиком, журналистка Инга Мороз («Саратов-Информ») в статье «Тронувшийся лед прошлогодней «Волги» сама демонстрирует поверхностное понимание проблем этики и эстетики в литературе. При этом по тексту статьи видно, что автор — человек образованный, хорошо владеет языком и более-менее разбирается в современной литературной ситуации. Однако критикуя — возможно, и справедливо — произведения Евгения Новицкого и Елены Георгиевской, заполненные «художественно не оправданной, даже не талантливой площадной бранью», она при этом, как и Митрофанушка-Ерохин, полагает, что в литературе существуют некие «нормы». Она так и пишет: «Нравственные нормы покатились под откос». И дальше — уже совсем дикое: «Литературные нормы захромали в разделе «Поэзия». Специально не буду касаться образов, вообще содержания. Но стихотворений без точек, без запятых в разных номерах настолько много, что у неискушённого читателя может создаться впечатление, что вот это и есть показатель качества поэзии. Думаю, не секрет, что любое стихотворение начинает казаться более значительным, если из него убрать знаки препинания».
        Не берясь оценивать художественный уровень упомянутых Ингой Мороз произведений, заметим все же, что их публикация — не повод цензурировать и закрывать журнал.
        В марте 2008 года в Саратове состоялся Второй Всероссийский фестиваль актуальной поэзии «Дебют-Саратов». По инициативе поэта, издателя и литературтрегера Дмитрия Кузьмина в рамках фестиваля прошел круглый стол, посвященный этике и эстетике в современной литературе. Почти все участники круглого стола высказывались в защиту «Волги». По словам Кузьмина, они «говорили об одном и том же: о том, что этический долг художника состоит в художественном прорыве, трансгрессии, преобразовании реальности и/или взгляда на неё и способа высказывания о ней, и долг этот является этическим не только потому, что напрямую связан с этосом художника, но и потому, что его исполнение составляет один из важных ресурсов реформирования и совершенствования морали (нормативной, социально и исторически конкретной)». После фестиваля в «Саратовской областной газете» вышла статья в защиту журнала.
        К сожалению, это помогло мало. Попечительский совет АСП, председателем которого является Наталья Ипатова (супруга губернатора), отправил письмо в Министерство печати и информации Саратовской области. Вслед за этим, как рассказал нам Алексей Александров, в Министерство были вызваны издатели, которым пригрозили увольнением, если в следующих номерах «Волги» появится обсценная лексика. Перепуганные издатели приняли решение: следующий номер журнала в том виде, в котором он был подготовлен к печати, выйти не может (в частности, из-за каких-то «нежелательных ассоциаций», которые вызвал автобиографический роман Валерия Володина «Повесть временных лет»). Анна Сафронова была смещена с поста главного редактора решением редакционной коллегии, в которую не входит ни один из непосредственных редакторов журнала, а входят как раз те, кто писал письма губернатору. Для многих сотрудников «Волги» само существование этой коллегии стало сюрпризом (Роман Арбитман: «Это редколлегия журнала «Волга», который уже не существует, который умер естественной смертью в 2006 году. Остались те же самые люди. И что они, собственно говоря, здесь делают? Ведь они получат бренд, но они не получат журнал. Журнал просочится между пальцами, его просто не будет»).
        Володин, чей роман стал поводом для задержки выпуска журнала, пояснил, что речь шла не о каких-то неприятных политических коннотациях и не о качестве текста. Но «есть группа людей, которые не желали бы видеть имя Володина на страницах журнала».
        Как пишет Александров, это не первый случай цензурирования «Волги». В прошлом году в печать не была пропущена рецензия Боровикова на хрестоматию «Саратовские писатели — детям», составленную в АСП.
        На этот раз сотрудники журнала решили не сдаваться. Было опубликовано открытое письмо учредителям журнала:
        «В настоящее время, как вам известно, в ГУ «ГАУ «Саратов-Медиа» находится подготовленный нами к печати номер #3-4 литературно-художественного журнала «Волга-ХХI век». Со всеми авторами достигнута договоренность о публикации, авторы были ознакомлены с корректурой, редактурой и версткой и дали свое одобрение. Мы считаем, что номер подготовлен на высоком профессиональном уровне, и нет причин не допускать его к печати. Мы не можем согласиться с цензурными требованиями, которые являются незаконными. Необоснованная редактура, сокращения, изменение контекста номера без согласия авторов является прямым нарушением закона об авторских правах. Мы не можем согласиться, в частности, с требованием снять из номера роман Валерия Володина и другие тексты только на том основании, что эти публикации могут вызвать нежелательные ассоциации. Мы не можем согласиться с любым непрофессиональным вмешательством в работу редакции журнала и уверены в том, что номер должен быть выпущен в свет именно в таком виде, в каком он был подготовлен к печати. Бесцеремонное обращение с авторами, которых уважают и читатели, и профессиональные литературные круги, и с редакцией, которая с 2007 года вывела журнал на всероссийский уровень и включила его в контекст мировой культуры, считаем недопустимым».
        Письмо вызвало некоторый общественный резонанс. О ситуации вокруг «Волги» заговорили в СМИ. Члены Общественного совета, подписавшие письмо — Сафронова, Александров, Боровиков, Арбитман, Голицын, Слаповский — добились встречи с издателями. В настоящий момент номер 3-4 отправлен в типографию без всяких купюр. В Интернете он вскоре будет доступен в Журнальном зале.
        К сожалению, победой это назвать нельзя. Главный редактор «Волги» Анна Сафронова уволена. Что будет с изданием дальше — неясно. Сами сотрудники «Волги» не питают оптимистических иллюзий на этот счет.


Волга

Герои публикации:

Институции:

Последние поступления

06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов
11.04.2018
Беседа с Никитой Сафоновым
28.01.2018
Авторизованный перевод с английского А. Скидана
Кевин М. Ф. Платт

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2017 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service