О книге Евгения Туренко «Вода и вода»

Лариса Сонина
Урал
2000, №10
        Евгений Туренко. Вода и вода. Стихи. — Челябинск: Фонд «Галерея», 2000.
        Стихи Евгения Туренко — это вечная возможность печали и созерцания, созерцания и печали; внезапного расцвета — от скуки, блажи и тоски — коротких историй (людских и звериных, каменных и древесных):

        Вот какая — Неелена по складам листает суть:
        слепоту сбирая — горсть, немоту спрямляя — горесть.

        слаще нотного камушка влажные утром песчинки
        подними никакую небось донесешь до ответа
        перепутав букварь и с мольбою своей как с молитвой

        Отраженью камень,
        узелок на свет,
        стрекоза на память,
        а тебе привет.

        Поэзия Евгения Туренко уводит — ненавязчиво так — от сырого черновика жизни в вербальную напутанность, наговоренность, прорываемую картинками иных, не менее черновых, но уже более желанных реальностей. Так появляется хрустальный паровоз в окрестностях Сиднея, и косуля стучится в реку, не найдя водопоя, и преклонный муравей «не знает по-шумерски». А люди... Вольфганг в день ангела соло воздаст Амадею. И этим многое уже сказано. Все мы собственные двойники и чужие копии.
        Изредка возникающие уральские приметы «отчизны как печали без возраста и места» искажены «как в затравленном взгляде жены Неэвклида», они неизбежны; в них живешь, к ним привыкаешь не в силу собственного безразличия, а от невозможности избавления: всякий раз после долгих поисков выхода оказываешься у двери крепкой, новой и фальшивой. Однако скудная уральская география не может заслонить стремления автора «туда» — в Париж или благостно-теплое его предместье, в Арамею, в Египет — стремления, что знакомо еще по предыдущему сборнику Евгения Туренко.
        В пустых разговорах о том, что никто никому ничем не обязан и что поэзия — это дело частное, постепенно стерлась и забылась истина, что хороших стихов всегда пишется мало. Процесс массового братания поэтов с графоманами, идущий на почве «если нам никто ничего не, так мы хоть морально друг друга поддержим», далеко не безобиден: извращение вкуса, которое он с собой несет, расшатывает уже не духовное — психическое здоровье последних здравомыслящих индивидов.
        Потому так ценно сознание своей правоты, своей востребованности именно в качестве поэта, которое встречается на страницах сборника Евгения Туренко:

        А и нотная прореха не убавит правоты,
        как сочувственных касаний неседьмая запятая,
        и не вымолвишь смущение язвительному — ты,
        потому что время прошлое и музыка святая.

        В конце концов, убежденность в необходимости поэзии была не самым большим заблуждением «времени прошлого». Впрочем, это не имеет значения...






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service