О книге Евгения Туренко «Вода и вода»
Лариса Сонина
Урал
2000, №10
|
|
|
Евгений Туренко. Вода и вода. Стихи. — Челябинск: Фонд «Галерея», 2000. Стихи Евгения Туренко — это вечная возможность печали и созерцания, созерцания и печали; внезапного расцвета — от скуки, блажи и тоски — коротких историй (людских и звериных, каменных и древесных):
Вот какая — Неелена по складам листает суть: слепоту сбирая — горсть, немоту спрямляя — горесть.
слаще нотного камушка влажные утром песчинки подними никакую небось донесешь до ответа перепутав букварь и с мольбою своей как с молитвой
Отраженью камень, узелок на свет, стрекоза на память, а тебе привет.
Поэзия Евгения Туренко уводит — ненавязчиво так — от сырого черновика жизни в вербальную напутанность, наговоренность, прорываемую картинками иных, не менее черновых, но уже более желанных реальностей. Так появляется хрустальный паровоз в окрестностях Сиднея, и косуля стучится в реку, не найдя водопоя, и преклонный муравей «не знает по-шумерски». А люди... Вольфганг в день ангела соло воздаст Амадею. И этим многое уже сказано. Все мы собственные двойники и чужие копии. Изредка возникающие уральские приметы «отчизны как печали без возраста и места» искажены «как в затравленном взгляде жены Неэвклида», они неизбежны; в них живешь, к ним привыкаешь не в силу собственного безразличия, а от невозможности избавления: всякий раз после долгих поисков выхода оказываешься у двери крепкой, новой и фальшивой. Однако скудная уральская география не может заслонить стремления автора «туда» — в Париж или благостно-теплое его предместье, в Арамею, в Египет — стремления, что знакомо еще по предыдущему сборнику Евгения Туренко. В пустых разговорах о том, что никто никому ничем не обязан и что поэзия — это дело частное, постепенно стерлась и забылась истина, что хороших стихов всегда пишется мало. Процесс массового братания поэтов с графоманами, идущий на почве «если нам никто ничего не, так мы хоть морально друг друга поддержим», далеко не безобиден: извращение вкуса, которое он с собой несет, расшатывает уже не духовное — психическое здоровье последних здравомыслящих индивидов. Потому так ценно сознание своей правоты, своей востребованности именно в качестве поэта, которое встречается на страницах сборника Евгения Туренко:
А и нотная прореха не убавит правоты, как сочувственных касаний неседьмая запятая, и не вымолвишь смущение язвительному — ты, потому что время прошлое и музыка святая.
В конце концов, убежденность в необходимости поэзии была не самым большим заблуждением «времени прошлого». Впрочем, это не имеет значения...
|
|