Вкус небесных яблок
М. Вишневецкая. Кащей и Ягда, или Небесные яблоки. — М.: Новое литературное обозрение, 2004.

Майя Кучерская
Российская газета, 21.07.2004
Федеральный выпуск №3531, 2004
«Неожиданно» – всегда скорее комплимент, чем ругательство. Соскучившееся человечество жаждет свежих впечатлений. Марина Вишневецкая написала очень неожиданную вещь.

        Один из самых ярких и, по счастью, оцененных сегодня авторов (Вишневецкая – лауреат двух престижных литературных премий – имени Аполлона Григорьева и Ивана Белкина), до сих пор возделывавший поле психологической прозы, вдруг отправился в иную степь. До-психологическую, туда, где дуют могучие мифологические ветры, где дожди насылает Перун, а горе – одноглазое Лихо, где судьбы человеческие, как веретенца, кружатся в руках славянской мойры – Мокоши, а чувства – цельны и не поражены еще ни раздвоенностью, ни рефлексией.
        Вишневецкая написала «роман» – так значится в подзаголовке, – вышедший, однако, в серии «Сказки НЛО», но и на сказку мало похожий. Скорее, «Кащей и Ягда» – это литературный эксперимент, имитация эпоса, сага, вышитая по канве славянских мифов. Вишневецкая погружается в пропасть праистории, исследуя первоосновы человеческого бытия – послушание и неповиновение небесным силам, жизнь, смерть, конечность и вечность. Потому и люди здесь действуют параллельно с богами, боги принимают в человеческих делах непосредственное участие, и самочувствие их прямо связано с жертвоприношениями, совершаемыми на Земле.
        Лишь поначалу кажется, что перед нами вариант «Кавказского пленника» – история любви дочери славянского князя Родовита, Ягды, и мальчика Кащея, отважного «степняка», захваченного славянами в плен. Кащей и Ягда обмениваются амулетами и хотят быть вместе вечно, но время для любви на Земле еще не настало. Уже в названии романа кроется намек: «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки». Не любовь движет сюжет, а неистовая жажда власти.
        Князь Родовит в вечной тревоге за свой княжеский посох, когда-то завоеванный его отцом в нечестном бою. Сын «ладейного князя» Инвар мечтает жениться на княжеской дочке Ягде, чтобы завладеть землями Родовита. Но и Ягда то и дело повторяет, что скоро будет княгиней. Боги ничем не лучше людей. Покровитель скота и всякой болотной нечисти, Велес мечтает захватить в плен солнечного Даждьбога, сбросить с небес Перуна и стать повелителем. Сын Велеса и княгини Лиски, змееныш Жар, ждет не дождется, когда сможет занять место своего мнимого отца Родовита. Одна схватка за власть сменяет другую. Люди, боги, стихии – в этом крошеве только бесстрашный Кащей, кажется, еще помнит, что любовь существует, и отправляется ради нее на небо, за яблоками бессмертия, но боги наказывают его за дерзость. Мокша дарует Кащею бессмертие и безлюбие в придачу. Небесные яблоки, как обычно, играют с человеком недобрую шутку.
        Писать эпос в начале ХХI века без улыбки невозможно, и она мелькает в развязке, – оказывается, мы читали предысторию Кащея Бессмертного и Бабы-яги, чей облик начинает проглядывать в Ягде. Но улыбка Марины Вишневецкой горькая. За что боролись? За самых противных героев русских сказок. Мужественный, благородный юноша навеки приговорен охранять дуб и иголку, в которой спрятана его смерть, отчаянная красавица Ягда согласна на выгодный для ее народа брак с прежде ненавистным ей Инваром. А затем летать Ягде над землей и «всех собой устрашать». Так что никакого сказочного хеппи-энда.
        В «Кащее и Ягде» дано объяснение, отчего в мире оскудевает любовь. Жажда земного бессмертия, стремление к власти, интересы большинства – вот что остужает человеческие сердца. И не важно, что речь идет о дохристианском мире, законы любви с тех пор мало изменились. Разумеется, это только одна из возможных интерпретаций «Кащея и Ягды», романа ли, сказки, эпоса, саги – не все ли одно, а в итоге очень грустного и жесткого повествования.
        «Вот и еще один трудный вопрос: сколько правды вынести человеку по силам и сколько к правде этой лучше прибавить лжи – для самого человека лучше, потому что слаб человек, суетен и пуглив?» – говорит вездесущий повествователь романа. Вишневецкая словно бы попыталась открыть «всю правду» о человечестве и человеке, который оказался жалок, слаб, «суетен и пуглив». Одно утешение – даже самым талантливым писателям «вся правда» все-таки не под силу.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service