Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
  следующая публикация  .  Игорь Савельев  .  предыдущая публикация  
Устами младенца

29.09.2007
Гузель Агишева
Труд, 20.02.2007
Досье: Игорь Савельев
        В пятницу к вечеру президент Путин в Ново-Огареве принял 15 молодых писателей. Молодых буквально, не как в советские времена, когда с первой книгой в «молодых» ходили до поздней плеши. Этим — по крайней мере, семерым из них — за двадцать с хвостиком. Разброс занятий — от кочегара до аспиранта: у нас же писателю нужно где-то работать, как, скажем, доктору наук — подрабатывать.
        Как получилось, что сам президент их принял, кто это культурное мероприятие устроил — весьма показательно: кто-то — допустим, на тусовке в честь вручения очередной премии — сказал одному из помощников, что дело-то с молодой литературой совсем того-с, надо бы, мол, встретиться с молодежью, выслушать, поддержать...
        «Коммерсант» живописал встречу с ироничной подробностью. Читается весело. «Путин как зеркало русской литературы» — несомненно, хорошо: в конце концов, как говорил Довлатов, интеллигентный человек хамит только начальству. Да и как не развеселиться, когда президент говорит писателям, пусть и молодым, о значении книги, о назначении русской литературы и о том, что страна наша на четвертом месте по количеству издаваемых книг. Но в таком кураже и с сытым высокомерием описывать задрипанный писательский вид... Совсем же дети еще. А ведь набрались храбрости, заступились за великую литературу, которую дядьки постарше уже сдали по-тихому. Тираж «Нового мира» — главного литературного журнала страны — 7 тысяч экземпляров. «Знамени» — 4,5 тысячи. И тиражи эти падают катастрофически, потому что библиотеки загибаются от безденежья и не могут позволить себе выписать толстые журналы. А библиотеки у нас пока еще государственные, и кому же еще их финансировать, как не государству?
        «Пока еще» — потому что издательств художественной литературы — государственных — уже ни одного! Все — акционерные общества, у них прибыльность прямо в уставе записана. Отсюда и вырисовывается бодрое «четвертое место»: сплошь коммерческая литература, детективы и гламур. А жалкого вида некоммерческие мальчики издаются тиражами по 500 экземпляров на свои кровные или на спонсорские. Спонсоров раз и обчелся: проект «Дебют» издает в год по десятку таких книжек — финалистов, лауреатов, просто каких-то талантливых молодых. Но найти их можно лишь в нескольких московских магазинах... И получается: даже если человек напечатался в толстом журнале и получил премию, тот же «Дебют» или Белкинскую, это вовсе не значит, что он дошел до читателя. Поэтому вопрос о гонорарах — риторический. «Сколько тысяч, — спрашиваю Игоря Савельева, которому досталось в репортаже о встрече с президентом за звенящий голос и юный вид, — тебе заплатили за повесть «Гнать, держать, терпеть и видеть» в «Новом мире»?» — «Четыре с половиной, — отвечает. — Рублей. — За «Бледный город» — шесть».
        Провожаю писателя в аэропорт.
        «Уфа по-башкирски звучит Эфэ. Значит, про человека из Уфы можно сказать, что он эфэский», — написал он в своем «Городе». И мы говорим с Игорем Эфэским то в ускоряющемся, то в тормозящем ритме электропоезда. На фоне усталых стертых лиц, из которых барельефом вдруг выпирает какое-нибудь цеплючее, агрессивное.
        — Меня часто спрашивают: почему «бледный»? «Бледный» — не в смысле безликий, бесцветный. Часа в четыре утра Уфа всегда в таких странных сумерках. Общая атмосфера повести — она же на этом времени суток строится: сегодня приехали, завтра уезжают... А вторая повесть сама как-то назвалась... Хотел сказать о разных обстоятельствах, в которые мы попадаем, которые имеют ту же степень «правильности», что и сами глаголы, и о метаниях наших душ, их устремлениях «в этом всем».
        — А правда, что на «Дебют» ты подавал пять раз?
        — Правда.
        — А отказывают часто?
        — «Новый мир» после «Города» два раза отказал.
        — А что, кроме «Нового мира» и «Знамени», еще у нас котируется?
        Спросила и вспомнила из его повести: «Я был прыщавый, несуразный, к тому же я тогда еще и заикался, в общем — «не котировался»...»
        — Еще «Урал». Вот, собственно, три журнала, где сегодня идет какая-то литературная жизнь. Есть еще «Октябрь», но я там ни разу не печатался...
        Сегодня, когда человек котируется, он по-прежнему худой, сутулый, скупой на слова и осторожный в оценках.
        Газет с обидными откликами, которые у меня были с собой, я ему не отдала. Писатели бывают ранимы. Особенно, когда им 23. А сами они газет почему-то никогда не покупают. Им эта простая мысль даже в голову не приходит. Потому что они — писатели, а не читатели.


  следующая публикация  .  Игорь Савельев  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования

Цена на закрытые витрины.



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service