Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Андрей Усачев: «Страна детства — это иной взгляд на мир»
Интервью с Андреем Усачёвым

26.11.2008
ГТРК Орёл, 25.11.2006
        Андрей Усачев выпустил более ста телепередач «Кварьете «Веселая КВАмпания», прозвучало более 50 песен для детей с его стихами и музыкой, выпущено более 20 аудиокассет с его песнями и сказками. Добавим, что в течение несколько лет он вел радиопередачи «Летающий диван» и «Веселая радиоКВАмпания». Кроме того, Усачев известен как автор сценариев новогодних представлений в Кремлевском дворце и Московской мэрии. В 2005 году он стал Лауреатом фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап» за песни для детей и лауреатом конкурса «Книга года» за книгу «333 кота». Он много ездит по России и устраивает встречи с ребятишками. Эти встречи — яркие, веселые, похожие на спектакли, обожают и взрослые и дети. После них к каждому возвращается запрятанное глубоко в душе детство, и хочется непременно сделать что-нибудь хорошее, потому что истина: пусть каждый сделает приятное человеку, и мир будет просто замечательным, в устах Андрея Усачева вовсе не кажется банальной и несбыточной. И вот недавно этот человек посетил Орел.

        — Андрей, какими ветрами вас занесло? Как вы восприняли наш город с его удивительными историческими корнями.
        — Детскими ветрами, разумеется. Меня пригласила на встречу с юными читателями детская библиотека имени Пришвина. Я им успел много рассказать про всякие занятные события, которые со мной случались, про книги. Они почитали мои стихи, мы вместе попели, поговорили по душам. С детьми общаться легко, они нелукавы и бесхитростны, и что самое важное, они еще тебя не знают, а уже расположены. Потом я, естественно, оказался в театре кукол, у меня там тоже прошла замечательная встреча. А город Орел для меня интересен не столько как историческая родина наших классиков, которой вы так гордитесь, для меня — это страна детства, и мне интересны маленькие орловцы, с их судьбами, заботами и мечтами, поэтому мне у вас очень комфортно.
        — А что дают вам эти встречи с детьми? Чем-нибудь отличаются орловцы от жителей других городов их возраста?
        — Мне эти встречи дают удивительный заряд доброты. Знаете, страна детства — это ведь не мир фантазий, как мы, взрослые, часто думаем. Дети видят мир таким, какой он есть, только под другим ракурсом. В своих произведениях мы, детские поэты, пытаемся проникнуть в душу ребёнка, передать его взгляд и понимание мира и себя в нем. Мир ребёнка отличен от мира взрослого, порой до противоположности — сейчас это аксиома. Однако додумались детские авторы до этого далеко не сразу. Например, сотрудники дома-музея Чуковского в Переделкине рассказывают, что Корней Иванович, создавший знаменитые «заповеди» для детских поэтов, только в конце своей жизни открыл главную из них: ребёнок мыслит иначе, чем взрослый, потому что он счастлив. И чтобы понять, как на самом деле различно мышление малыша и взрослого, достаточно внимательно присмотреться к мордам львов, украшающих ножки старинного гарнитура карельской берёзы в гостиной дачи Корнея Ивановича. Если смотреть сверху вниз, то львы могут испугать вас своим свирепым видом. Но стоит только присесть, как вы увидите, что эти звери вам улыбаются — кажется даже, что вот-вот подмигнут. Так вот, ребёнок — в отличие от взрослого — сначала увидит эту улыбку. В Орле такие же ребятишки, как везде. Даже в Чечне, где у ребенка возникают проблемы недетские, ребята тянутся ко всему доброму, они готовы к общению.
        — Андрей, близится Новый год, дети пишут Деду Морозу письма, просят подарки. Как правило, это игрушки, компьютеры и прочие предметы материального свойства. Не слишком ли наши ребятки застроены на вещизм?
        — Не слишком. Для них вещь имеет не материальные ценности, ученые это доказали. Для них предмет раздвигает жизненные горизонты, они с помощью вещи осваивают мир, их фантазии при этом становятся реальностью. Для них, разумеется. А корректировать этот процесс, наполнять его добрыми помыслами — это уже наша задача. И талантливый детский поэт или писатель подскажет ребёнку и поможет постигнуть неповторимую красоту мира, доброту людей и счастье жизни в гармонии. В России очень хорошая детская классика, она не устарела до сих пор, как не стареет Пушкин.
        — Но Пушкин у нас считается поэтом, главным образом, для взрослых...
        — Ну, мало ли что у нас считается! Признайтесь, давно ли вы перечитывали «Руслана и Людмилу»? А дети все «У лукоморья дуб зеленый» наизусть знают. И более того, этим летом произошло одно знаменательное событие: на ежегодный пушкинский праздник поэзии на этот раз были приглашены и детские писатели. Я там, конечно же, присутствовал и даже речь держал. То, что на Пушкинский праздник поэзии начали приглашать «детских» людей — правильно. Пушкин — самый первый поэт и писатель, начавший писать для детей, а детская литература изначальна и мифологична, вспомните хотя бы былины. Приглашение организаторов оказалось для меня приятным и лестным, но несколько неожиданным, ведь принято считать, что Пушкинский праздник поэзии — это мероприятие серьезное, являющееся прерогативой литературоведов и ученых, а детская литература, как некоторые считают, относится к «несерьезным промыслам».
        — Ничего себе, несерьезный промысел! Это самый что ни на есть промысел серьезный. Вот, к примеру, вспомним, как вы учились читать. Помогает нам в этом учительница, помогает мама, а все равно трудно, даже зная буквы, читать фразы, понимать смысл и испытывать при этом удовольствие от чтения. Вы же представляете процесс чтения как увлекательную дорогу, и если ее осилишь, тебя обязательно ждет награда. Сколько волшебных книг прочитали мы в детстве, но тогда была потрясающая детская литература. Книг было немного, но их можно было взять в библиотеки, на радио были детские передачи, позже телевидение старалось для детей. Не игру доносили до нас, а слово, а мы его сами разыгрывали в своем воображении. А сегодня держишь в руках сборники детской литературы XX века и с горечью отмечаешь, что не нашлось там места для родоначальников советской детской поэзии — Маршака, Барто и Заходера, и поэтому многие дети воспитываются на совершенно иных стихах и рассказах.
        — Это печально, конечно, что детям не всегда попадают в руки замечательные поэты прошлого. Но есть и сегодня очень интересная молодежь — Тим Собакин, к примеру, Марина Москвина, Ксения Драгунская и много других, их стоит пропагандировать. Но вы правы, есть все, но есть и то, что и не надо бы детям читать, и я не могу вам об этом не рассказать.
        Я не призываю детских авторов в своих произведениях отказаться от реальности в угоду несуществующего, идеального, сахарно-медового мира. Сейчас сделать это невозможно да и незачем. Но чувство меры ещё никогда никому не повредило. Тем более что желающие объяснить детям все премудрости жизни не заставят себя долго ждать. На стеллажах современных магазинов «раскинулось море широко» бесчисленных периодических изданий типа «Кул», «Молоток», «Хулиган», книжек со всевозможными советами в личной жизни подростков, альбомов для девочек и всевозможных самоучителях для мальчиков. Или серии любовных романов для девочек. От Только от вида голозадых подростков с боевым раскрасом индейцев на обложках этих книг уже становится тоскливо. Сам наблюдал в магазине, как восьми-девятиклассницы наперебой восторгались ажурными колготками их ровесницы, намалёванной на обложке книги из серии «Только для девчонок». Подобная литература — закономерное следствие современного состояния общества, о котором уже столько написано, но всякий раз хочется повториться. Понятно, что сегодняшним детям хочется видеть в книге своё время, героев — современных мальчишек и девчонок. Это вполне достойно похвалы и товарного удовлетворения рыночного спроса. Другое дело, что качество новой литературы для детей оставляет желать лучшего. Порой детские авторы, пытаясь изобразить жизнь современной ребятни и в то же время научить детей добру, создают произведения, герои которых живут в сегодняшней Москве, общаются с наркоманами и наркодилерами и при этом умудряются оставаться «положительно прекрасными людьми» в духе персонажей Владислава Крапивина. Даже стиль и язык таких книг выдержан в ретро. От этих текстов веет наигрышем, реальность здесь притянута за уши, подобным героям не веришь. Читаешь и не веришь! Думаешь: не может быть!
        В конце 90-х годов перестали существовать и вполне достойные периодические издания: «Трамвай», «Вместе», «Очаг», «Стригунок» и др. Качество того, что осталось на долю современного ребёнка, тоже зачастую вызывает сомнение. Сорок лет работающая в детской литературе московская писательница Ирина Токмакова, оценившая деятельность детских журналов «Куча мала» и «Кул» как развращающую, так рассматривает ситуацию в детской периодике для школьников. Она пишет: «На бюро Объединения московских детских и юношеских писателей... обсуждался журнал «Кул». Вот где диверсия! Представьте себе картинки и фотографии с таким текстом: когда мамы с папой нет дома, а вы с другом захотите получить удовольствие, и если вы должны лишиться невинности, то принимайте такие позы... Так вам будет удобнее...» «Нам пора заводить полицию нравов, чтобы она занялась подобной периодикой» — констатирует Лола Звонарёва. Или такая цитата из последнего номера журнала для подростков «Молоток»: «Сенсация года — всероссийско известный обладатель нагана, ночной хулиган Дима Билан окончательно развеял остатки слухов о своей «голубизне»! На церемонии вручения премии «Бомба года» он с дикой страстью, на которую способен только истинный гетеросексуал, накинулся на безымянную танцовщицу, которая, впрочем, и сама была не против. О том, что было дальше, история умалчивает. И обязательно рядом фотография безвинно пострадавшего от сплетен завистников Димы Билана, с вожделенно открытым ртом накинувшегося на грудь совершенно голой девицы. Такая периодика сегодня в чести, как в чести и телепередачи, смакующие убийства, насилие и разврат. А качественные по подбору психологического, педагогического, литературного, изобразительного и др. материала журналы («Семья и школа», «Детская литература», «Литература в школе», «Первое сентября», «Муравейник», «Жили-были» и др.) выходят ничтожным для такой огромной страны как Россия тиражом в одну — две тысячи экземпляров. К примеру, тираж «Детской литературы» за последние 10 — 15 лет упал с восьмидесяти тысяч до трёх тысяч. Некоторые издания пережили серьёзную трансформацию, поддавшись современным веяниям. Например, журнал «Сельская молодёжь», создававшийся когда-то как сельский вариант городской «Юности», сейчас в корне поменял своё направление и тематику, публикует интервью со звёздами эстрады, заметки о молодёжных тусовках, постеры, немудрёные советы в личной жизни. От когда-то широко известного в России журнала сохранилось только название.
        — Но надо же что-то делать!
        — Конечно, я и мои друзья остро ощущаем сегодняшнюю ситуацию в детской и молодежной литературе и по-своему ей противостоим. Мне кажется, у детских поэтов есть одно важное преимущество перед взрослыми: они создают произведения, которые сопровождают человека потом всю жизнь. Ведь мы не забываем детских поэтов никогда. Мне кажется, что и современные молодые поэты запомнятся сегодняшним детям.
        — Среди ваших книг — «Таблица умножения в стихах», «Живая азбука», «Нестрашные страшилки», книги откровенно дидактические. Андрей Усачев — удивительное явление в современной российской действительности. Дети их читают охотно?
        — А кто вам сказал, что детская книга не должна быть поучительной? Да, я решаюсь на то, на что другие даже боятся глянуть. Я пишу дидактические и поэтические книжки. Вот, например, у меня есть книга, посвященная правилам дорожного движения, адресованная младшим школьникам. По всем правилам, это должны быть плохие стихи. А вот ничуть не бывало! Дети это читают с интересом, стихи нравятся тем, кто любит играть со словами, любит перевертыши, смешные и одновременно умные стихи (их сочиняет корова Розалия, что уже смешно: корова и стихи!
        — А вообще, каким качеством и особенностью характера должен обладать писатель или поэт, чтобы понравиться ребенку?
        — Специально понравиться ребенку, наверное, можно, если выяснить, какие он любит конфеты, но, насколько я знаю, нет детских поэтов, которые пишут специально чтобы понравиться. Мы, детские писатели, — все современные люди, из той же области, что и ребенок. У нас общий быт, мы смотрим одни и те же передачи, слушаем одни и те же песни, поэтому нам есть о чем говорить с детьми. В последнее время у нас много говорят о национальных проектах, в том числе и в области культуры. Нерешенных проблем в гуманитарной сфере современной российской жизни такое количество и все они такие острые, что, казалось бы, до детского чтения просто руки не дойдут. А если и дойдут, то все получится «как всегда»: раздадут денег, чуть поднимут зарплаты, проведут мероприятие для галочки. У меня есть своя программа, и я не жду от государства команды, еду, встречаюсь, говорю по душам со своей аудиторией, пишу для нее.
        — Один известный философ заметил, что больше всего на свете его поражает звездное небо над головой и духовный закон внутри нас. Мне кажется, это можно сказать о детской литературе. О той детской литературе, в которой открываются дальние горизонты, иные измерения, глубины и небеса. О той, что поможет малышу подрасти, стать добрее, сильнее, радостнее, о той, которую сочиняет детский поэт, писатель и драматург Андрей Усачев.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service