Нестоличная литература. Поэзия и проза регионов России. — М., Новое литературное обозрение, 2001.

Алексей Усов
Урал
№7, 2002
Досье: Нестоличная литература
        Антология «Нестоличная литература» – это огромный том альбомного формата, включающий в себя тексты 162 авторов из 49 российских городов, исключая, естественно Москву и Питер, зато включая такие небольшие населенные пункты, как Гулькевичи Краснодарского края или Борисоглебск Воронежской, по-моему, области. Соотношение прозы и поэзии в книге примерно 25:75, что логично.
        Составитель «НЛ» Дмитрий Кузьмин в своей статье, посвященной жанру антологии, опубликованной в «Арионе», писал, во-первых, что антология – это вершина творчества литературтрегера, как роман для прозаика или эпос для народа. Во-вторых, Кузьмин выделяет в этой статье два типа антологий. Цель антологии знакомства – представить неосведомленному читателю какое-то литературное явление, жанр или литературный же регион. Составитель таких антологий не имеет права на риск и, как следствие, вынужден в основном ограничиваться наиболее известными и бесспорными именами. Второй тип антологий по Кузьмину – антологии расширения, рассчитанные изначально на осведомленного читателя. Здесь найдется меньше места для безоговорочных фигур, которые и так все знают, зато основное внимание уделено фигурам либо новым, либо эстетически и художественно маргинальным.
        «Нестоличная литература» относится к «антологиям расширения». В нее включены в основном произведения авторов двух последних поколений, то есть где-то до сорока лет, что в наших условиях по определению является почти всегда вниманием к «новым именам». И даже те представители условной молодежи, что к моменту составления книги уже были известны (Ольга Славникова, Борис Рыжий – для Екатеринбурга) или были включены в какие-либо другие достойные антологии (в первую очередь Д. Кузьмин учитывает «Антологию современной уральской поэзии» и «Антологию современной уральской прозы», составленные Виталием Кальпиди) – эти представители исключались из «Нестоличной литературы» в пользу новых имен.
        Тексты в книге сосредоточены по элементарному алфавитному принципу: по алфавиту расставлены провинциальные города, а внутри городских разделов – авторы.
        Екатеринбург представлен в антологии девятью именами, что, в общем, немного как по сравнению с другими городами, там и относительно ситуации. Еще грустнее оттого, что значительная часть представленных авторов либо переехали из нашего города, либо перестали писать и исчезли из литературного мира. Активны, пожалуй, только Максим Анкудинов, Елена Тиновская и Василий Чепелев. Анкудинов представлен старыми текстами – в основном своими известными миниатюрами, а также не менее известным текстом «Рыбы». Подборки Тиновской и Чепелева включают традиционные для этих авторов на момент составления книги стихи, по преимуществу тоже не очень новые. Екатеринбуржские поэты Александр Бахрушев, Александр Гааб и Евгения Дьяченко сейчас практически не пишут, о чем, читая их в общем интересные тексты, в родном городе почти неизвестные, остается только сожалеть. Еще один автор, Константин Уваров, в Екатеринбурге, наоборот, известен прекрасно, а представленные в книге тексты – например, «Поэма о кинематографе» – едва ли не знамениты. Но писать Уваров, кажется, тоже перестал. Художник Александр Шабуров представлен кочующим из книжки в книжку «Сокращенным вариантом романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Единственный в екатеринбургском разделе прозаик Леонид Зейгермахер в родном городе практически не публиковался. Тексты его – прозаические миниатюры, в которых сочетается стилистика «нарезок» Уильяма Берроуза со товарищи с интонационным упрощением, напоминающим о Платонове. Еще один поэт, чьи стихи, написанные в Екатеринбурге, тоже есть в книге – Сергей Гусев, с этими же самыми текстами он дебютировал в молодежном номере «Урала» в 1999 году и с тех пор также практически нигде не появлялся, хотя его остроумно-лирическое стихотворение про прошлогодний тюбик «Фтородента» запомнилось.
        Из неекатеринбуржских авторов, чьи тексты напечатаны в книге, в первую очередь стоит, на мой взгляд, обратить внимание на представляющего Владивосток Алексея Денисова («В нем живут несчастные люди-глухари»); всем прекрасно известного воронежца Александра Анашевича; его более молодых земляков Романа Карнизова и Константина Рубахина; живущего ныне в Британии ивановца Дмитрия Бушуева; автора скандального романа «На кого похож Арлекин», а также блестящего поэта и художника из Борисоглебска Андрея Сен-Сенькова, чьи произведения открывают книгу: «Внутри нее сбывается мальчик. Она красива и бестолкова».






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service