|
Города России
Страны мира
|
|
|
|
следующая публикация . Нестоличная литература |
Нестоличная литература. Поэзия и проза регионов России. — М., Новое литературное обозрение, 2001.
|
Антология «Нестоличная литература» это огромный том альбомного формата, включающий в себя тексты 162 авторов из 49 российских городов, исключая, естественно Москву и Питер, зато включая такие небольшие населенные пункты, как Гулькевичи Краснодарского края или Борисоглебск Воронежской, по-моему, области. Соотношение прозы и поэзии в книге примерно 25:75, что логично. Составитель «НЛ» Дмитрий Кузьмин в своей статье, посвященной жанру антологии, опубликованной в «Арионе», писал, во-первых, что антология это вершина творчества литературтрегера, как роман для прозаика или эпос для народа. Во-вторых, Кузьмин выделяет в этой статье два типа антологий. Цель антологии знакомства представить неосведомленному читателю какое-то литературное явление, жанр или литературный же регион. Составитель таких антологий не имеет права на риск и, как следствие, вынужден в основном ограничиваться наиболее известными и бесспорными именами. Второй тип антологий по Кузьмину антологии расширения, рассчитанные изначально на осведомленного читателя. Здесь найдется меньше места для безоговорочных фигур, которые и так все знают, зато основное внимание уделено фигурам либо новым, либо эстетически и художественно маргинальным. «Нестоличная литература» относится к «антологиям расширения». В нее включены в основном произведения авторов двух последних поколений, то есть где-то до сорока лет, что в наших условиях по определению является почти всегда вниманием к «новым именам». И даже те представители условной молодежи, что к моменту составления книги уже были известны (Ольга Славникова, Борис Рыжий для Екатеринбурга) или были включены в какие-либо другие достойные антологии (в первую очередь Д. Кузьмин учитывает «Антологию современной уральской поэзии» и «Антологию современной уральской прозы», составленные Виталием Кальпиди) эти представители исключались из «Нестоличной литературы» в пользу новых имен. Тексты в книге сосредоточены по элементарному алфавитному принципу: по алфавиту расставлены провинциальные города, а внутри городских разделов авторы. Екатеринбург представлен в антологии девятью именами, что, в общем, немного как по сравнению с другими городами, там и относительно ситуации. Еще грустнее оттого, что значительная часть представленных авторов либо переехали из нашего города, либо перестали писать и исчезли из литературного мира. Активны, пожалуй, только Максим Анкудинов, Елена Тиновская и Василий Чепелев. Анкудинов представлен старыми текстами в основном своими известными миниатюрами, а также не менее известным текстом «Рыбы». Подборки Тиновской и Чепелева включают традиционные для этих авторов на момент составления книги стихи, по преимуществу тоже не очень новые. Екатеринбуржские поэты Александр Бахрушев, Александр Гааб и Евгения Дьяченко сейчас практически не пишут, о чем, читая их в общем интересные тексты, в родном городе почти неизвестные, остается только сожалеть. Еще один автор, Константин Уваров, в Екатеринбурге, наоборот, известен прекрасно, а представленные в книге тексты например, «Поэма о кинематографе» едва ли не знамениты. Но писать Уваров, кажется, тоже перестал. Художник Александр Шабуров представлен кочующим из книжки в книжку «Сокращенным вариантом романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Единственный в екатеринбургском разделе прозаик Леонид Зейгермахер в родном городе практически не публиковался. Тексты его прозаические миниатюры, в которых сочетается стилистика «нарезок» Уильяма Берроуза со товарищи с интонационным упрощением, напоминающим о Платонове. Еще один поэт, чьи стихи, написанные в Екатеринбурге, тоже есть в книге Сергей Гусев, с этими же самыми текстами он дебютировал в молодежном номере «Урала» в 1999 году и с тех пор также практически нигде не появлялся, хотя его остроумно-лирическое стихотворение про прошлогодний тюбик «Фтородента» запомнилось. Из неекатеринбуржских авторов, чьи тексты напечатаны в книге, в первую очередь стоит, на мой взгляд, обратить внимание на представляющего Владивосток Алексея Денисова («В нем живут несчастные люди-глухари»); всем прекрасно известного воронежца Александра Анашевича; его более молодых земляков Романа Карнизова и Константина Рубахина; живущего ныне в Британии ивановца Дмитрия Бушуева; автора скандального романа «На кого похож Арлекин», а также блестящего поэта и художника из Борисоглебска Андрея Сен-Сенькова, чьи произведения открывают книгу: «Внутри нее сбывается мальчик. Она красива и бестолкова».
|
|
|
|
|
Герои публикации:
Проекты:
06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
28.12.2019
Дмитрий Кузьмин
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
|
|
|