Только без драм
Интервью с Алексеем Казанцевым
|
Алексей Казанцев всегда числился по разряду молодых и подающих надежды. Был начинающим актером, потом молодым режиссером, драматургом, издателем журнала «Драматург», и созданный им 7 лет назад Центр драматургии и режиссуры дело молодое и вызывающе задиристое. И вот как-то незаметно 60 лет стукнуло, а ему все неймется, энергия и полемический задор через край плещут. Ловить его для интервью «Итогам» пришлось в двухдневный перерыв между заграничными гастрольными поездками. Казанцев, как Фигаро, сегодня здесь, завтра там.
Честно говоря, не знаю никого, кто бы столько раз менял род занятий. У вас характер такой неуемный или это авантюризм? Я думаю, природа такая. Никакого насилия над собой я не совершал, все случалось очень легко. А потом, ни одну из профессий я не бросил. Только что я после огромного перерыва поставил «Смерть Тарелкина». И у меня, кстати, масса предложений от молодых режиссеров, чтобы я как артист у них сыграл, но я пока не соглашаюсь. И пьесы писать не бросил, другое дело, что у меня расстояние между ними бывает огромным, так уж я работаю. Одна из самых нелюбимых моих фраз в литературе «ни дня без строчки». Не считаю, что я каждый день должен что-то писать, для этого мне нужно весомое основание. Когда я сочиняю, спектакль ставлю, издаю журнал или Центр создаю, обязательно должна быть какая-то идея, которая не дает мне покоя. А какая идея не давала вам покоя, когда Центр затевали? Мы открылись 7 декабря 1998 года, после дефолта, и это было абсолютное сумасшествие. Все кругом разорялись, а мы затевали театральное дело без помещения, без копейки денег, на голом энтузиазме. А мысли мои во всех начинаниях социального порядка. Долгие годы мы только и слышали стоны: нет молодой режиссуры, нет молодых драматургов, да и с актерским поколением что-то не так. Но относились к молодым откровенно несправедливо. И я придумал Центр, чтобы молодежь могла реализоваться. Ведь этих модных сегодня молодых режиссеров ни в какие театры тогда и близко не пускали. Только после некоторых наших спектаклей ситуация начала меняться. Наверное, мы начали свою деятельность в нужное время и в нужном месте, это совпало с потребностью времени. А система работы у нас такая: я договариваюсь с молодым режиссером о пьесе, а дальше он сам выбирает себе актеров. И в этом одна из причин, почему у нас никогда не бывает никаких конфликтов и интриг. Каждый режиссер приводит только тех, с кем ему интересно и приятно работать. И никто не спрашивает: «Сколько вы мне заплатите за это?» Кстати, о деньгах. На какие средства Центр существует? Есть вещи, которые я сам до конца объяснить не могу. Извините за нескромность, но впервые в истории театра возникло огромное театральное дело (за это время мы выпустили 35 спектаклей) без своего помещения и государственного финансирования, у нас даже спонсоров не было никаких. Были отдельные вложения замечательных наших коллег. Помогали Олег Меньшиков, Константин Райкин, Григорий Нерсесян, это была разовая помощь, но именно они не дали нам погибнуть. Как же вы существовали? Вкладывал свои личные средства, моя жена, художник Наталия Сомова, картины свои продавала, занимали деньги у друзей, потом каким-то чудом отдавали долги. Артисты и режиссеры мало того что работали бесплатно, свои, пусть небольшие деньги вкладывали в изготовление декораций, так всем хотелось работать. Иногда нам давали гранты правительство Москвы, Комитет по культуре, Конфедерация театральных союзов и т. д. Это чудо, что мы выжили. Зато теперь мы государственный театр. Что это значит? Мы находимся под попечительством московского Комитета по культуре и получаем дотацию, как все другие театры. Получили бывшее помещение Камерного театра Бориса Покровского на Соколе, там сейчас идет капитальный ремонт. Мы выжили с трудом, но такой уж я, наверное, человек мне как-то неловко отступать, если начал хорошее дело. Ну и, конечно, огромное желание молодежи проявиться сыграло свою роль. У нас и сейчас сумасшедшее количество предложений и просьб, говорят: не надо нам никаких денег, только дайте под вашей крышей сделать то, что мы хотим. Вам не кажется, что на самом деле все не так радужно? Есть ведь три-четыре ударных спектакля (из 35, заметим) «Пластилин» Серебренникова, «Облом off» Угарова, «Пленные духи» Агеева. А большинство других уже не столь успешны. Энергия, может, еще и есть, а результат не всегда радует. Обо всем этом мы думаем последние года три с утра до вечера. Пусть и нескромно опять прозвучит, но Центр наш по природе своей ни к какому застою не склонен. Да, у нас есть 5-6 спектаклей (а не 3-4), которые часто приглашаются на зарубежные фестивали, но в жизни бывают ведь взлеты и спады это нормально, и таких примеров в истории театра не счесть. Мы затевали нашу деятельность не для того, чтобы всякий раз создавать шедевры, они, кстати, везде редки. Должна вестись планомерная работа с начинающими людьми, а когда и кто из них вдруг рванет, этого никто не знает. К результатам работы отношусь так это процесс. Конечно, какие-то спектакли мне ближе и дороже, какие-то нет, но для меня процесс важнее результата. Людям надо давать возможность пробовать и ошибаться. И вам ни за что не было мучительно стыдно? Стыдно не было ни за один спектакль, считаю, что мы ни один не провалили. Были спектакли, которые оказались неспособны на долгую жизнь, и мы их сняли. Но сегодня у нас 21 спектакль в репертуаре, и я не знаю, что снимать. Актеры очень трепетно к ним относятся. А как у вас происходит отбор? Кто решает, кому дать возможность проявиться, а кому нет? Я решаю. Советуюсь, конечно, с директором, со своим замом по художественным вопросам режиссером Ольгой Субботиной, но честно скажу, окончательное решение принимаю единолично. Как-то у нас все складывается таким чудесным образом, что принятое решение никогда не оспаривается, не осуждается, и его все принимают как данность. А вот почему с одним человеком возникает контакт и понимание, а с другим нет, это иногда загадка и для меня самого. Вы говорили, что положение молодежи было ужасным, мол, дедовщина в наших театрах расцвела. Так было, но сейчас-то все наоборот, теперь уже «внуковщина» началась. Разве не так? Да, и мне не нравится обратная сторона этого процесса. На молодых сегодня откровенно спекулируют, им начинают внушать, что кроме них никого нет, они самые главные, они революционеры и так далее. Надеюсь, что наш Центр драматургии не принимает в этом никакого участия. Для нас очень важны академические, традиционные исторические ценности русской культуры. Известно, что когда старшему поколению начинали говорить: «Вы больше не нужны», это всегда кончалось ужасно. То есть, если к вам придет уже не очень молодой режиссер с хорошей идеей, вы не станете интересоваться датой его рождения? Нет, все-таки мы организация молодежная. Есть много нереализованных режиссеров среднего поколения, но представьте, что будет с Центром, если мы снимем возрастные ограничения. Мы просто погибнем от количества предложений. Конечно, могут быть какие-то исключения. Вот я впервые за 7 лет существования Центра поставил спектакль. По возрасту я явно не молодежь. Действительно, странно было бы, если бы вы себе ставить не разрешили. Да, я сам для себя сделал исключение. Но тут другой вопрос года два назад мы приняли решение, что наш Центр начинает ставить классику, это был первый опыт. И теперь, могу открыть наши планы, я приступил к работе над пьесой Ибсена «Пер Гюнт». Единственное, что для нас прочно закрыто, бульварная, чисто развлекательная тематика. У нас никогда не ставится во главу угла вопрос, соберет ли эта пьеса зрительный зал. Теперь ведь некоторые руководители, держа пьесу в руках, любят спрашивать: «Это товар?» Мы никогда не подходим к нашим спектаклям как к товару, который можно выгодно продать. Откуда такая старомодная щепетильность? Вы ведь продаете билеты, а все, что продается, товар, как ни обидно это звучит. И роман Толстого товар, и спектакль, разве нет? Вот-вот, и вы туда же. Это сейчас большая беда, большая социальная проблема в нашем обществе. Ему пытаются навязать чуждые ценности и при этом ссылаются почему-то на капиталистические страны. Но там социальные программы такие, которые нам и не снились, там столько всего бесплатного, начиная с высшего образования, дай бог, чтобы у нас это было. И театры поддерживают в отличие от наших реформаторов, которые хотят сегодня этой поддержки театры лишить. Тогда давайте о реформе поговорим. Как вам кажется, она необходима стационарному театру? Ваш Центр вполне успешно противопоставил ему совсем другую структуру. Центр сочетает в себе репертуарный театр и некоммерческую антрепризу, если такие вообще бывают. Мы никогда не ставили перед собой задачу заработать деньги. Некоторые наши знаменитые спектакли в первые месяцы посещались в основном приглашенными людьми, публика с трудом втягивалась это сейчас билеты нельзя достать. В принципе, репертуарный театр должен меняться, но его нельзя революционно менять. Что касается предстоящей реформы, то для меня ясно: она создается для того, чтобы перераспределить театральную недвижимость. Создадут попечительские советы из представителей общественности (а мы знаем, какая у нас общественность) с правом назначать худрука и директора. Назначат нужного руководителя, и начнется резкое или плавное перепрофилирование, по России ведь много лакомых театральных зданий. Сначала скажут, что канкан тоже танец, потом столики появятся, потом рулетка в фойе. С чего вы взяли, что будет именно так? Потому что я уже 60 лет живу в России и вижу, что в любом постановлении власти жители России должны выискивать его истинный, скрытый смысл. Недаром же все встрепенулись и началась борьба. Никто из театральных деятелей не подумал, что реформа затеяна для того, чтобы театру стало лучше. Наши современные реформаторы это все те же большевики 17-го года, они ни одну проблему не могут решить мудро, спокойно, в интересах дела и государства. Вот странно, вы вроде так легко и органично вписались в новое время. Придумали в год дефолта Центр (то есть театр новый) в Москве создать, и вам дали это сделать. Чем плохо-то? Цензуры теперь никакой, и даже помощь финансовая у вас наконец появилась. Откуда такая мизантропия? Почему мизантропия? Я большой оптимист. Что-что? Вот с этого места поподробнее, пожалуйста. Пессимист не мог бы делать то, что делаю я. А потом, вы говорите обо мне, а я о стариках и обманутых гражданах. Разве их положение не ужасно? 90-е годы одни из самых безнравственных в истории, шло массовое разворовывание страны, а людям внушали, что это и есть демократия. И журнал, и Центр я тогда создал в знак протеста, это было мое личное небольшое сопротивление безнравственной ситуации. Так что, с одной стороны, я оптимист, но постоянно недоволен происходящим.
|
|