Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
Семён Гринберг
Немигающий взгляд
Вздрогнем от неожиданного входа сильного поэта. О Семене Гринберге

11.11.2008
НГ Ex Libris, 1 июля 2004 г.
Досье: Семён Гринберг
Семен Гринберг. Стихотворения. Из двенадцати книжек. Рисунки Ханы Тверски. - М.: Дом еврейской книги, 2003, 192 с.


        Cогласно отрывистой автобиблиографической справке, Семен Гринберг родился в 1938-м. «Жил в Москве. С 1990 года живет в Иерусалиме». Собственно, формально тематически это и было бы корректной дефиницией «содержания» его книг для издательской аннотации. А сугубая содержательность этой анкетной отписки раскроется, говоря словами подхваченного в его стихах московского аграмматизма, - «кто понимает». В его гранящейся интонации среди прочих живет и легкое удивление, и легчайшая обида на тех, кого не трогает краткосрочность чуда жизни в двух означенных местах.
        Московская часть его литературной биографии резюмирована участием в сапгировской антологии «Самиздат века». И впрямь не притупляющаяся «самиздатность», самодостаточная верность дошестидесятнической холодной поэтической весне, определяет во многом его стилистику. Благодарной памятью помечает он в полувековом удалении стихотворные удивления юности, заступаясь за осмеянного старшими «Лебедя в зоопарке» (Заболоцкий) и осмеянную младшими блоковскую «красивую и молодую». Как достойный сын своего поколения, он, говоря словами того, кто неприкровенно стоит в центре его поэтического мироздания, - «улыбается забаве площадной и вольности лубочной сцены».
        Вторая жизнь в ее библиографическом аспекте - книги «Разговоры и сонеты. Последние московские книжки» (1992), «Иерусалимский автобус» (1996), «За столом и на улице» (1996), «Разные вещи» (1998) и, наконец, нынешний изборник. Если суммировать первое впечатление от знакомства с новым голосом, это было чувство счастливого расширения, казалось бы, застывшего к тому времени круга настоящей русской поэзии, вздрог от неожиданного входа сильного поэта, властно-вежливо заговорившего с великими. Как свой, а не бедный юродствующий родственник, поддразнивал он бессмертные строки. Этому сопутствовало драгоценное читательское ощущение своего отставания от автора, когда ты только начинаешь обживаться в точно расчисленном и мастерски возведенном здании стихотворения, а строитель его покинул и уже строит следующее, и в поисках точной разгадки прочитанного ты должен следовать за ним. Поэт все время, что называется, переводит взгляд - на зависть, надо сказать, немигающий. «И ты печальная сидела / - а нынче... погляди в окно» могло бы быть девизом его поэтики. За полнотой смысла надо отправляться в соседнее стихотворение, где он снова убежит от нас в последний момент, в последних строках. Двухголосая фуга создается противосложением недопонимающего наблюдателя и всепамятного русского стиха. «Что понял я тогда, / непобедимый лапоть, / Когда пошли мурашки по спине, / Про них, про земляков в широкополых шляпах, / Как стали кудри наклонять / и плакать / И тени оставлять на Западной стене…»
        Неспешная проходка немеркнущих цитат «по камушкам, похожим на скрижали» завораживает преданностью самому мозгу костей российского стиха. Мотив понимания/непонимания порождает поэтику припоминания/напоминания. Память, как водится, не может отдаляться от «дорогих могилок», ни от деревни Ручьи Новгородской губернии, ни от военного кладбища на горе Герцля. Стихи Гринберга всегда нуждаются в дополнительных напоминаниях. Оставим лозунг «Комментарии излишни!» победительным фельетонистам. Напомним, что народ, именуемый иногда народом банкиров и скрипачей, это еще и народ комментаторов, и стихи сегодняшнего иерусалимского, вчерашнего московского поэта обмакнуты в историю этого народа. Вот и в «Новом мире» восемь лет назад пришлось комментаровать последнюю строку его сонета, где пляшущий Давид обращается к поджавшей губки Михаль (Мелхоле): «А ты свою провидела судьбу? / Или мою - у зева душегубки /И с кожаной коробочкой на лбу?»
         «Тфилин (или филактерии) - фрагмент Торы в кожаной коробочке, который накладывается с помощью ремней на лоб и левую руку во время определенных молитв».


Семён Гринберг

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service