Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Книга «на вырост»
О книге Владимира Гандельсмана «Тихое пальто»

02.03.2008
Октябрь
2001, №2
Владимир Гандельсман. ТИХОЕ ПАЛЬТО. Новые стихотворения. СПб., «Пушкинский Фонд», 2000.


        Как ответить на вопрос, что такое стихи Владимира Гандельсмана,- блестящий традиционализм, не ускользающий из рамок традиционных представлений о традиционной петербургской поэзии конца XX века? Или же некие авангардные построения, даже местами заумь, но воспринимаемая только в таком режиме, когда слова порою распадаются на составные части, на буквы, и их не то чтобы последовательность, но расположение ощутимо всеми фибрами, жабрами, чем там еще воспринимают поэзию.
        В «Балладе по уходу», например,- где в самом названии, в самом языке держится как «уход за больным, престарелым», так и «уход из жизни». И все это плотносклееносредствамитогожесамогоязыка:

            Шел, шел дождь, я приехал на их,
            я приехал на улицу их, наих,
            всё друг друга оплакивало в огневых.
            Мне открыла старая в парике,
            отраженьем беглым, рике, рике,
            мы по пояс в зеркале, как в реке.

        При этом части слов не теряют смысла, а ловят какие-то новые его оттенки, уточняют образ - в этом самом «рике» видятся фрагменты отражения в трюмо. Или эхо старческих голосов, падение листьев осенью, слов, не имеющих в общем-то значения.
        Стереоскопический эффект поэзии Гандельсмана вообще огромен:

            Тридцать первого утром
            в комнате паркета
            декабря проснуться всем нутром
            и увидеть как сверкает ярко та
            елочная, увидеть
            сквозь еще полумрак теней,
            о, пижаму фланелевую надеть,
            подоконник растений

        Поэт чудит, плачет, поет, говорит; он пока не окончил школ - о, вечный мальчик петербургской поэзии - и не надо. С этой точки зрения кажется не совсем естественной изначальная установка некоторых стихотворений: сидит автор в одиночестве в кабаке. Ведь в том-то и дело - в любой попытке описания пространства - вокруг он смотрит детскими глазами и всегда замечает те детали, которые взрослому невозможно заметить:

            Не слишком красивая пара
            целуется у окна,
            короткие пальцы пожара
            любовного на затылке его она.
            ...............
            Он крупно легко зевает,
            она встает в туалет,
            он ее направляет
            шлепком, несколько лет
            проходит, за ней проходит
            он в туалет,
            они взаимно и постепенно находят
            губы друг друга. Падает свет.
            Закатывается под стол. Едва ли
            найдешь его. Сытые,
            они покидают, и я едва ли
            хотел бы видеть их сном убитые.

        Текст называется «В Блумингтоне», но это могло бы быть где угодно. Поэт не выходит из кафе, он выходит из того, что всегда теснее, - из времени и из грамматики. Они (он и она) тоже вроде бы не уходят, но «покидают». Очень простые слова, и только синтаксис несколько смещен, сдвинут, но из-за этого почему-то остаются неразрешенными многие вещи.
        Хотя в конце концов поэзия в любом случае - не детектив по пятницам, напоследок же - самое главное: «о, тихое пальто,/ ты куплено на вырост»...- мотив, что эту книгу, «купленную на вырост», так сразу и недовоспримешь.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service