Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
  следующая публикация  .  Марина Бородицкая  .  предыдущая публикация  
Стойкость веселья
Марина Бородицкая. Оказывается, можно

20.10.2008
Анастасия Ермакова
Знамя
2006, №12
Досье: Марина Бородицкая
        Марина Бородицкая. Оказывается, можно. — М.: Время (Поэтическая библиотека), 2005.
        Стихи, написанные за десять лет (с 1994 по 2004). Тот редкий случай, когда мощная энергия восклицательных знаков выглядит оправданно и убедительно — стих обретает счастливое дыхание.
        Школярское озорство, нежная ироничность, какая-то языческая жизнерадостность и разговорные по преимуществу конструкции предложений — вот интонационные особенности поэтики автора. Ни одно из стихотворений книги не теряет амплитуду переживания. И, хотя переживание у Бородицкой почти всегда имеет сюжетное развитие, финал непредсказуем. Есть ощущение гармонии, выращенной из разочарования. Преодоленного интонацией. Об этом очень точно пишет Леонид Костюков («Арион», 2003, #2): «В лучших стихотворениях Марины Бородицкой тема, ритм, архитектурный замысел, зрительный ряд — все вплоть до формы записи находится в своеобразном состоянии жесткой и уверенной гармонии. <...> Каждое стихотворение выращено из своего семени, каждый бутон раскрыт. Они непохожи — не как даже разные цветы, а как: цветы, скамейки, дорожки, заря».
        Стихи эти сохраняют «стойкость веселья» вопреки всему, что встает за строками: расставанию, боли, тоске.
        Традиционность формы не мешает Марине Бородицкой добывать новые смыслы, интонационно освежать старые; в лучших стихах вспыхивает новорожденность мироощущения, не инерционного, а созревшего внезапно, в момент написания.

        С арбуза лоточник знакомый
        Счищает заботливо грязь,
        Верзилки, что курят у дома,
        Встречают почтительным «Драссь!»

        Соседи просить о посуде
        Приходят... и сладко до слез,
        Что все эти взрослые люди
        Меня принимают всерьез.

        Изысканная простота формы, доверчивость и теплая жалость к миру, очарованность им («Счастье — это когда / Идешь пожелать ребенку спокойной ночи...») и вместе с тем жесткое реалистичное восприятие («Никого не держала. Стыдилась прикинуться слабой. / Никому не кричала: «Уйдешь — я умру!» / Потому что неправда. Не умерла бы...»), — все это гармонично сочетается в книге. Добрая ирония и печальное озорство создают особую эмоциональную атмосферу; напряженный ритм проживания лирической героиней жизненных событий скручивает строки в тугой жгут, не дающий просочиться в стихи вялости; «дурацкая привычка быть счастливой» спасает от уныния.
        Как заметила Татьяна Бек («Арион», 2000, #4), стихи Бородицкой «живые и разом культурные». Действительно, в книге довольно много аллюзий и реминисценций; автор явно неравнодушна к культурному наследию Древней Греции, оживляемому образно и интонационно: «Здравствуй, дедушка Эзоп! / Думаешь, забыли?» — античные мотивы вливаются в поэтику автора естественно.
        От цикла к циклу стихотворения становятся крепче и мудрее, наращивают смысловую глубину, однако искушенность не лишает их самого главного: скрытой ранимости, спасительной беззащитности перед тайной бытия.

        Уменье укладывать чемодан
        Приходит с теченьем лет:
        Рубашки в стопку, очки в карман,
        На дно — обратный билет.

        С годами все строже багажный контроль,
        Все меньше дозволенный вес:
        Лишь самое нужное выбрать изволь,
        Учись обходиться без.

        Ведь очередь движется все равно
        К той стойке — за пядью пядь —
        Куда проносить не разрешено
        Даже ручную кладь.


  следующая публикация  .  Марина Бородицкая  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service