|
Города России
Страны мира
|
|
|
|
следующая публикация . Марина Бородицкая . предыдущая публикация |
Стойкость веселья
Марина Бородицкая. Оказывается, можно
|
Марина Бородицкая. Оказывается, можно. — М.: Время (Поэтическая библиотека), 2005. Стихи, написанные за десять лет (с 1994 по 2004). Тот редкий случай, когда мощная энергия восклицательных знаков выглядит оправданно и убедительно — стих обретает счастливое дыхание. Школярское озорство, нежная ироничность, какая-то языческая жизнерадостность и разговорные по преимуществу конструкции предложений — вот интонационные особенности поэтики автора. Ни одно из стихотворений книги не теряет амплитуду переживания. И, хотя переживание у Бородицкой почти всегда имеет сюжетное развитие, финал непредсказуем. Есть ощущение гармонии, выращенной из разочарования. Преодоленного интонацией. Об этом очень точно пишет Леонид Костюков («Арион», 2003, #2): «В лучших стихотворениях Марины Бородицкой тема, ритм, архитектурный замысел, зрительный ряд — все вплоть до формы записи находится в своеобразном состоянии жесткой и уверенной гармонии. <...> Каждое стихотворение выращено из своего семени, каждый бутон раскрыт. Они непохожи — не как даже разные цветы, а как: цветы, скамейки, дорожки, заря». Стихи эти сохраняют «стойкость веселья» вопреки всему, что встает за строками: расставанию, боли, тоске. Традиционность формы не мешает Марине Бородицкой добывать новые смыслы, интонационно освежать старые; в лучших стихах вспыхивает новорожденность мироощущения, не инерционного, а созревшего внезапно, в момент написания.
С арбуза лоточник знакомый Счищает заботливо грязь, Верзилки, что курят у дома, Встречают почтительным «Драссь!»
Соседи просить о посуде Приходят... и сладко до слез, Что все эти взрослые люди Меня принимают всерьез.
Изысканная простота формы, доверчивость и теплая жалость к миру, очарованность им («Счастье — это когда / Идешь пожелать ребенку спокойной ночи...») и вместе с тем жесткое реалистичное восприятие («Никого не держала. Стыдилась прикинуться слабой. / Никому не кричала: «Уйдешь — я умру!» / Потому что неправда. Не умерла бы...»), — все это гармонично сочетается в книге. Добрая ирония и печальное озорство создают особую эмоциональную атмосферу; напряженный ритм проживания лирической героиней жизненных событий скручивает строки в тугой жгут, не дающий просочиться в стихи вялости; «дурацкая привычка быть счастливой» спасает от уныния. Как заметила Татьяна Бек («Арион», 2000, #4), стихи Бородицкой «живые и разом культурные». Действительно, в книге довольно много аллюзий и реминисценций; автор явно неравнодушна к культурному наследию Древней Греции, оживляемому образно и интонационно: «Здравствуй, дедушка Эзоп! / Думаешь, забыли?» — античные мотивы вливаются в поэтику автора естественно. От цикла к циклу стихотворения становятся крепче и мудрее, наращивают смысловую глубину, однако искушенность не лишает их самого главного: скрытой ранимости, спасительной беззащитности перед тайной бытия.
Уменье укладывать чемодан Приходит с теченьем лет: Рубашки в стопку, очки в карман, На дно — обратный билет.
С годами все строже багажный контроль, Все меньше дозволенный вес: Лишь самое нужное выбрать изволь, Учись обходиться без.
Ведь очередь движется все равно К той стойке — за пядью пядь — Куда проносить не разрешено Даже ручную кладь.
|
|
|
|
|
Герои публикации:
Персоналии:
06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
28.12.2019
Дмитрий Кузьмин
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
|
|
|