Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
  следующая публикация  .  Светлана Иванова
Стеклянный шар
Cветлана Иванова. Небесная Фонтанка. — М.: ОГИ, 2001.

05.08.2007
Елена Шварц
Знамя, ноябрь 2002
№11, 2002
Досье: Светлана Иванова
        Светлана Иванова – поэт, для которого все иллюзорно, кроме иллюзии, все призрачно, кроме призраков. Ее стихия – «паутина света на воде», зеркала, отраженные в лужах, живые, «оглядывающиеся зеркала», зеркала-существа – это те, кто только отражает, но не вмешивается в жизнь, не прилипает к ней. Страх окончательного воплощения – вот, кажется, глубинная, тайная тема ее стихов. Ведь можно родиться гусеницей, танцующей «жирный брейк», а можно бабочкой, «летящей ко всем свечам», что тоже довольно страшно. «Эта дверь открывается лишь изнутри» – говорит поэт об этом уровне существования. Стоит выйти наружу – и дверь захлопнется, и к самому себе не вернешься.
        И если действительно у каждой стихии, в принципе, может быть живой голос, ее певец, то почему не быть ему у стихии почти бестелесной, мерцающей, как отраженье свечи в зеркале, и оттого почти не внятной людям.
        И, хотя взгляд этого поэта точный и зоркий, – явно предпочтение смотреть сквозь предметы. Вот видит Фонтанку, а пишет о ее отражении в небе, о ее бестелесной сущности (что подсказано Даниилом Андреевым в «Розе мира»). Светлана Иванова при этом очень точна в описании и того, что видит «внешним глазом»:

        И церковка без креста
        Средь лиственных свай во мгле,
        Как ящерка без хвоста,
        Спит на теплой земле

        Очень важен в книге цикл стихотворений, посвященных памяти нелепо погибшего прозаика Василия Кондратьева. Кажется, что автора чарует и манит к себе это новое таинственное состояние умершего. Он как будто становится ближе, став бестелесным. А свою по сравнению с ним плотность и отелесненность автор переживает как нечто стыдное. И тут опять всплывает потаенная тема: «Страшно теплой крови собственных губ». Мир теней, проблесков, промельков окружает поэта, соприроден ему: «Каждую тень назвать по имени – и обнаружить источник света».
        Наибольшей силы стихи достигают все-таки, когда поэт преодолевает темный страх жизни и мужественно смотрит ей в лицо:

        Бычьи лица бабочек ночных
        Нам напоминают об иных
        Сферах, не замеченных в начале
        Нашей жизни.
        Их мы замечали
        Лишь тогда, когда живая мгла
        Вызрела, сгустилась и смогла
        Быть знакомой с нашими очами.

        Бросается в глаза естественность, бойкость поэтического языка, все равно хранящего верность недовоплощенности. Поэт, как стеклодув, выдувает стеклянный шар, стеклянный мир, и даже зверьки, живущие внутри, – жаба, ящерица – это, в сущности, саламандры, содержащиеся в стеклянном зверинце. Сами слова тускло отсвечивают, переливаются легким блеском и звенят. Недаром так много в ее стихах блестящих и невесомых предметов: ключей, серег – «пирсинг сада». Хочется, чтобы читатель не разбил этот хрупкий мир.


  следующая публикация  .  Светлана Иванова

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service