Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Несколько слов о Василии Филиппове
Предисловие к книге Василия Филиппова «Избранные стихотворения 1984-1990»

25.03.2008
Василий Филиппов. Избранные стихотворения 1984-1990
М.: Новое литературное обозрение, 2002. Серия «Премия Андрея Белого»
        Василий Филиппов стал поэтом в условиях и обстоятельствах, которые куда более располагают к уничтожению всякой творческой энергии, чем к ее выявлению. Он написал свои первые стихи после почти пятилетнего пребывания в психиатрической больнице, куда был заключен по причине тяжелейшего психического срыва, едва не окончившегося страшным преступлением.
        Это случилось в 1980 году, когда Филиппову было двадцать пять лет, и с тех пор он всего несколько раз оказывался на свободе, а с 1993 года находится в психбольнице непрерывно и безвыходно. В 1983 году трагически погибла его мать. В 1984 году Филиппов начал писать стихи, а в 70-е годы писал маленькие рассказы, которые можно было бы назвать сюрреалистическими, если бы их странность и колеблющийся смысл, хоть сколько-нибудь были похожи на формальный прием.
        Его жизнь до больницы проходила в непрерывном сопротивлении «нормальному» укладу и пути, к которому призывали его близкие. Причиной этого сопротивления было необычайно сильное интеллектуальное и творческое возбуждение, проявлявшееся в нем как-то скрыто и, может быть, мучительно для него самого. В ранней юности Филиппов был любимым учеником Д.Я.Дара, руководившего знаменитым ленинградским литобъединением. Он поступил на биофак Ленинградского университета, но вскоре оставил его, ради того, чем был по-настоящему увлечен: литературы, философии, богословия. Через Виктора Кривулина он сблизился с кругом наиболее талантливых, а потому лишенных всякой надежды на официальное признание петербургских поэтов, стал их постоянным и редкостно внимательным слушателем. Имена этих поэтов нет смысла перечислять – они постоянно звучат в стихах Филиппова. Он выглядел в этом кругу совсем юным, беззащитным и безответным – его не обижали, но и не церемонились с ним.
        Предпочтя душному, но безобидному миру семьи и обыденности продутый всеми сквозняками мир поэтических страстей, Василий Филиппов сделал свой трагический выбор, приведший его к личному несчастью, но и к самоосуществлению. Был ли этот путь выявления таланта единственным, судить не нам, но в том, что психический срыв и все последовавшее – результат сильнейшей творческой лихорадки, сомневаться не приходится.
        Свойства Филиппова-поэта, делающие его столь необычным и ни на кого не похожим, как ни странно, поддаются вполне отчетливому и краткому описанию.
        Во-первых, это мощь его созерцательной энергии и ее амплитуда: от счастливо безмятежной до грозно агрессивной.
        Во-вторых – физиологически естественное, без всякого намека на подражательность и мимикрию, отношение к чужому как своему. Отношение, оправданное способностью проникновения не в текст даже, а в предтекст, умение подключиться к тем глубинным вибрациям, которые порождают чужую, но важную для него, а следовательно, общую в его понимании поэтическую речь, которая становится его питательной средой.
        На этой протопоэтической интуиции основана абсолютная непринужденность и непосредственность поэтической речи Филиппова, данная немногим и свидетельствующая о бессознательном проникновении в тайные законы стиха.
        Всего лишь один пример достаточно привести для того, чтобы показать, как проявляется такого рода знание.
        Лидия Яковлевна Гинзбург, которая еще в 1985 году прочла стихи Василия Филиппова, написала о них: «Это поэзия внезапных и сложных ассоциаций, то срабатывающих, то иногда срывающихся, когда ускользает их смысловая опора».
        С мнением замечательного исследователя и ценителя поэзии трудно не согласиться. Скажем в финале стихотворения «Поэты» Филиппов пишет:

            В 44 году войска переправляются Вислу.
            Тогда родилась Елена Шварц,
            Чтобы стать поэтом на века.

         «Смысловая опора» этой ассоциации и вправду ускользает под нажимом деформированной грамматики и того факта, что Елена Шварц родилась несколькими годами позже. Но достаточно вспомнить, что в одном из самых замечательных ее ранних стихотворений «Плавание», где речь идет о переправе через реку мертвых, есть строка: «Если Висла – залив, то по ней мы, наверно, и плыли...» И формальные нарушения оборачиваются целым кустом новых смыслов, вырастающим из кажущейся оговорки.
        Теперь самое время сказать и о том, каким образом стихи Филиппова попали к Л.Я.Гинзбург. Их прислала ей Ася Львовна Майзель, уже двадцать с лишним лет самоотверженно и преданно поддерживающая Василия в его горестной судьбе, собирающая и хранящая его стихи, пишущая о нем, а в 2000 году выпустившая небольшим тиражом своими стараниями наиболее обширный сборник его стихов. Предшествующий сборник в 1998 году был издан трудами другого близкого и бесконечно преданного Филиппову человека – Марианны Петровны Соболевой.
        Именно они и, конечно, члены семьи Василия, все эти годы насколько возможно скрашивали его существование и помогали ему выжить. Большое участие в нем принимают и его друзья-поэты, но самый давний и близкий – Виктор Кривулин уже не узнал о присуждении Филиппову Премии Андрея Белого, первым лауреатом которой в 1978 году был он сам.
        Эта премия, врученная теперь, на новом витке ее существования, Василию Филиппову, как никакая другая отвечает всей природе и характеру его поэзии и судьбы.
        Награда, врученная достойному, возвышает тем самым и свою ценность.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов
11.04.2018
Беседа с Никитой Сафоновым
28.01.2018
Авторизованный перевод с английского А. Скидана
Кевин М. Ф. Платт

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service