Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
  следующая публикация  .  Игорь Вишневецкий  .  предыдущая публикация  
С песком в волосах
Философская поэзия в книжной серии «Русского Гулливера»

29.07.2009
Досье: Игорь Вишневецкий
        Поэт — мастер сетей; тот, кто связывает смыслы. Несмотря на все кризисы, продолжает создаваться философская поэзия, не сводящаяся к самовыражению, иронии или игре.
        Её авторы не уклоняются от мира, но и не заинтересованы в успехе у мало думающего читателя. А проект «Русский Гулливер» и Центр современной литературы продолжают эту поэзию издавать.

        Тавров: человек, бабочка, крот

        Основной мотив книги Андрея Таврова «Зима Ахашвероша» — странствие (Ахашверош — другое произношение Агасфера, вечного скитальца). А ещё — человек, бабочка, крот. Эфемерность. Смех и смерть.
        «Как выглядит мир на самом деле? — Никак». Мира нет, есть предметы и люди. Есть превращения. «Бабочка снова сжимается в кокон, а после в пятак,/раскалённый паяльной лампой в сухой горсти».
        «Сделайте важными Бога/ и Ангелов — и вы потеряете их, останетесь с важностью вашей»
— потому что и для Бога есть только данное мгновение, когда всё происходит и решается, когда реально проявляются подвижность и рост.
        Мгновенен мир счастья, «где поцелуй/ бредёт, как верблюд,/ средь переменных струй/ дождя на пару минут». И дорога — не длительность перехода из А в Б, а состояние пути, странствие через удивляющий мир, и одновременно путь в себя.
        Ангелы неполны без крота — подземного мира, хода во тьме, слепоты. И современная мистика — скорее в глубинах взгляда, чем бога. Бог — не сумма правил и догм. Он сложен и тоже переменчив.
        Если бог стал лебедем — почему бы ему не оказаться в команде танкера или в лейтенанте-танкисте? Вещи и события — круг, глоток, яблоко — перетекают друг в друга и ведут за собой память. А человек — участник разговоров и превращений, отражающийся во множестве предметов.
        «А ты вкладываешь себя — в свет,/ и ладонь — в чернозём: в звук,/ и язык, словно в жизнь — в смерть,/ чтоб взошёл, когда слову не хватит рук».

        Месяц: фольклор, близость дальнего

        Простота книги Вадима Месяца «Безумный рыбак» обманчива. Это открытость, которая приходит после сложности, понимания. Опора на мудрость фольклора в ситуации отчаяния и утраты понимания с близким человеком.
        Опора на мелодичность. «Вещий сон как монета/ проступает из пыли,/ как звезда и планета,/ что когда-то забыли». Существование зыбко, в его основе — вода, а не суша. Расплата за беспечность — гроза, хватающая за шиворот. Провал в будущее, расчёт с прошлым.
        «Я сжигаю замшелых бумаг листы,/ не взглянув от кого письмо./ И я не был испуган, узнав черты/ старика в глубине трюмо». И любовь — всегда мечта о большей близости, большем понимании, чем есть.
        Двое вместе — всегда заблудившиеся. И чрезмерность близости — это как свадьба брата и сестры, противная всему остальному миру, исключающая его. Для близости нужно порой отойти далеко. Порой человеку не хочется добра от близкого, если близость потеряна.
        «Я верил, что ты меня не спасешь,/ чтоб ты меня не спасла». Но ещё Катулл две тысячи лет назад говорил: «odi et amo», «ненавижу и люблю». Грех — это покорность и усталость. Любовь может быть гибелью, но не должна быть отказом от себя. «Нет, я хочу умереть, как птицы,/ упавшие на корму./ Возьми меня, но горсть чечевицы/ я с собою возьму».

        Вишневецкий: осиные угли

        Герой книги Игоря Вишневецкого «Первоснежность» тоже не стоит на месте. Карманы полны земли и воды, песок запутался в волосах. Но размышление неотделимо от движения.
        «Идти двойным путем созидания своего и анализа созданного другими не только незазорно, но и единственно верно».
        Вполне органично включение в книгу некрологов. М.Л.Гаспаров — филолог-аналитик и в то же время автор фрагментарной прозы, «конспективных», уплотняющих оригинал, переводов. Ученый В.Н.Топоров, встреча с которым — интеллектуальный вызов, импульс на многие годы. Поэт Геннадий Айги, не желающий выступать один, приводящий с собой других поэтов, которых считает нужным представить.
        Эти фигуры задают тон. Бесконечность разговора, напряжение памяти. «Состоянье без выдоха — когда у прижатого сердца/ к поверхности прошлого: только один удар».
        Всякая фраза обрывается. «И уже из подворотни любой/ дует нечто, слепящее жгучей, наждачной, сухой». Существительные отваливаются от определений. «Поводя темнеющими, как дрожь,/ в которых есть все, только правды нет».
        Вишневецкий — в путешествии к тому, у чего ещё не найдено имя, чувствуется только действие этого. В мир тонкого шелестящего вечно беспокоящего звука, «осиных углей».
        Оттуда возвращаются чужими. Но не всегда ли чужой поэт — и вообще человек? Вишневецкий не вполне свободен от мифов — о величии поэта, всевидящего и всепонимающего, об интеллектуальной отсталости стабильного Запада от России (отсталости в чём? разве что в выжженности, степени уничтожения культуры?).
        Но в его пространстве достаточно динамики.
        «Если ты не будешь мой дом/ беспокоить, то кто тогда?»


  следующая публикация  .  Игорь Вишневецкий  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service