Имя Андрея Полякова, русского стихотворца, живущего в Крыму, хорошо известно ценителям современной русской поэзии. Его творчество, представленное в крупнейших антологиях русской поэзии и коллективных сборниках, вызывает неизменный интерес критики от московских «Нового мира» и «Независимой газеты» до парижских «Les nouvelles de poesie» и «Русской мысли». Поляков соавтор концепции Боспорского форума, один из основателей крымско-московской поэтической группы «Полуостров». Редкие появления Полякова в России становятся событием для столичных литературных кругов. Его вечер год назад в салоне «Авторник» был признан экспертами наиболее значительным литературным событием года в Москве. Уже сегодня не будет преувеличением назвать Полякова крупнейшим русским поэтом Украины.
Осколки детского сна Что удерживает меня в Крыму в эпоху, когда русскому писателю гораздо легче добиться успеха в России, в Москве? Прямой ответ имел бы смысл, будь это осознанный выбор. Но человек обычный, не святой, не обОженный, скажем так, человек есть абсолютно несвободное существо. Он не свободен от Бога, он не свободен от самого себя; он имеет весьма смутное представление о том, каков он на самом деле, не говоря уже о Боге... Хотя что-то можно объяснить. Это магнетизм истории, который ощущается в Крыму просто физиологически. Кипарисы, «одиссеевская» бухточка где-нибудь на ЮБК, античные руины сильнее бьют меня по сердцу, чем пресловутые берёзки и великая русская река Волга. Но всё это дело вкуса, а не патриотизма. Мы взрослые люди и понимаем, что понятие родины абстракция, а абстракцию можно любить только за деньги. Моя родина это мой язык, как Набоков ещё говорил. Это русская культура, в которой я существую, которая, я надеюсь, является частью общеевропейской культуры, продолжением средиземноморской культуры. Любить же Крым за то, что это родина, жить здесь из этих соображений абсурд. Крым не только природа, но и история, весь этот золотой, светящийся эллинский воздух для меня это пусть изуродованный, но всё же узнаваемый фрагмент того же вечного, средиземноморского, детского сна, от которого я не хочу просыпаться, пока живу.
С оглядкой на пост-империю Превратится ли Крым в русскоязычную провинцию Украины или останется частью русской культуры? Попробуем обратиться к сравнению. Вот Индия, страна с многотысячелетней культурой. Всё равно: после распада британской империи роль английского языка, английской литературы, английской культуры там осталась огромной, чуть ли не формообразующей. Индийцы смотрят на Англию, ездят туда учиться, они кровно связаны с этой страной. Возьмём бывшие французские колонии в Африке. Там мало было своего? Мусульманская культура Магриба это такой пласт! Но та же история: французский язык, французская литература, французская культура... Так вот, я бы искренне хотел, чтобы Украина стала нормальной европейской страной. Гражданин Украины, я хочу, чтобы государство, в котором я живу, было богатым, процветающим и свободным, в том числе и от любых форм национализма. Я никого не хочу обидеть, я всех люблю, но позволим себе наконец реально смотреть на вещи: пока существует такая культура, как русская, Украина всегда будет по крайней мере в том, что здесь пишется, что здесь рифмуется оглядываться на Москву. И поэтому не будет никогда никаких русскоязычных провинций Украины. Будут носители русской культуры, творцы русской культуры, живущие в другой стране. Да, им будет гораздо труднее, чем живущим в России. Но зато и фокусировка культурного зрения станет несколько иной. А это гарантия того, что нечто новое может быть высказано. Насколько это будет интересно украинским коллегам? насколько это расслышат в Москве? это другие вопросы.
Левое полушарие В коллизии между Россией и Украиной, вообще между славянами всё чаще всплывает Америка. Мозг планеты нездоров одно полушарие спорит с другим. Америкосы развалили СССР, и пока не поднялся во всю мощь, как Миша Лаптев писал, «золотой плавник Китая», у них эйфория, комплекс самых крутых пацанов во дворе. Это опаснее всего для них самих... Кажется, поэт Иван Жданов описывал беседу с американцем: смотришь на него, и не знаешь, на какую глубину взгляд фокусировать он как бы прозрачный, не чувствуется сгущения, называемого душой... Дистиллированность головы и сердца, поднятая к тому же до государственной идеи. И всё же в Штатах осели и в Штатах натурализовались любимые мною люди и авторы Бродский, Лев Лосев... Некоторое время в Штатах жили Алексей Цветков и Эдуард Лимонов. Всё не так просто.
«Соучастники неповторимого чуда» На самом деле, пока что в Крыму по большому счёту ничего не пишется. Я иногда ловлю себя на мысли, что украинские националисты в чём-то правы, что о каком втором государственном языке в Крыму может идти речь? кто и что на нём будет писать? Когда я открываю газетку, претендующую на культурную вменяемость, и читаю в рецензии на сборник эндемического стихотворца фразы, которые ни Пушкину, ни Мандельштаму читать о себе не приходилось, что-то об «уникальной чистоте голоса», о том, что читателям этого гения «выпала великая честь стать соучастниками никем и никогда не повторимого чуда», то мне становится не только противно, но и несколько жутковато. К счастью, есть несколько авторов, у которых в стихах что-то подлинное проблёскивает, в том числе молодые люди, младше меня лет на 10. И это помогает мне верить верить вопреки всему, а только так и можно верить что Бог не оставит крымскую землю, что что-то прорастёт и здесь.
Сид проиграл Крым Лужкову В Крыму остро ощущается отсутствие двух замечательных поэтов Евгения Сабурова и Игоря Сида. Культурное зияние здесь стало вакуумом к концу 90-х, когда прекратились проводимые Сидом Боспорские форумы и прочие межпланетные пляски. Друг-культуртрегер запал на Африку, и я с прискорбием признаю, что его африканские проекты отнимают у Крыма какой-то существенный шанс. Его Крымский клуб в Москве уже на треть Мадагаскарский клуб... Недавно Сид опять привёз в Симфи сильную команду поэтов Жданова, Максимову, Коваля. Но устраивали конференцию уже другие люди... Куда активнее из Москвы на Крым проецируется теперь команда Юрия Лужкова. Филиал МГУ в Севастополе, прочая гумпомощь... Фонд «Москва-Крым» наполняет крымские курорты москвичами, а значит, бюджет инвалютой (т.е. рублями). И забываются бурные сейшены прежних лет. Совестно молвить, но грех промолчать: в каком-то смысле Сид проиграл Лужкову право на культурное окормление Крыма. Всё же я надеюсь, что через пару лет Сид удовлетворится тропическими сюжетами и вернётся к проблемам своей малой родины.
Москвичи как козлы Сейчас мы, люди русского языка, независимо от национальности, имеем великолепную, просто блистательную поэзию. Воистину золотой век русской поэзии тот век, в который мы живём. Но за пределами Москвы и Питера об этом мало кто знает. А уж в Крыму и вообще отсутствие книг, журналов... Правда, есть Интернет, и если ничего страшного не произойдёт лет через пять проблема культурной, лингвистической блокады просто перестанет существовать. Но уже и сейчас: кто хочет знать, тот знает. Это не проблема географической удалённости или националистических игр это дело личных, индивидуальных, почти экзистенциальных усилий. Всё-таки, как это ни сложно, но прочитать можно всех, от Красовицкого и Оболдуева до Данилы Давыдова и Станислава Львовского. Конечно, это неприятное будет чтение, даже несколько шоковое. Мы ведь в Крыму все гении, а оказывается вон какой расклад... И надо что-то с этим делать. Либо перестать марать бумагу самому, либо что гораздо проще никого и ничего за пределами своего круга не замечать, либо как-то соизмерять себя с той системой координат, в которой ты реально существуешь, существуешь не в Симферополе, а в русском языке. Но это трудно, это страшно. От этого кружится голова и почва уплывает из-под ног, потому что масштаб совершенно иной, подлинный. В своём углу уютней! Ты похвалишь, тебя похвалят. А москвичи козлы, это понятно. Ещё бы москвичи не козлы! Они козлы, но зато москвичи, и мы их будем с нашей рабской психологией за глаза ругать, а при встрече шестерить перед ними. Такие мы поэты, такие мы орфеи на гладких чёрных скалах. Поэзия несправедлива. Как ни старайся ей угодить, сколько вёдер пота в стишок не вливай не поможет. Муза сама решает кому давать, кому не давать. Но для того, чтобы понять, стоит ли тебе к ней вообще приближаться, нужно по крайней мере знать, у кого с ней что-то получалось. Я уверен, что если бы в Крыму вышла большая, толстая книга стихов лучших современных поэтов, и эту книгу каким-то образом заставили прочитать тех, кто добровольно её читать не захочет, культурная ситуация на полуострове резко изменилась бы к лучшему. Утопия, конечно...
Возможность чего-то иного Где-то в начале 90-х я вдруг понял, понял не только умом, но и всей кожей, что писать стихи можно. Ну, долго же до меня доходило, но ведь я и жил не в Москве, и кроме Сида и двух замечательных девушек мне просто было не с кем разговаривать о стишках. И для меня лично, и для страны моего языка, для России уж так совпало, как это ни смешно этот опыт был единым опытом, потому что чтение нескольких гениальных, прекрасных, удивительных поэтов было самым лучшим, самым подлинным свидетельством существования какого-то иного, не оккупированного взбесившейся материей мира. Свидетельством рая, мерцающего откуда-то из-за слов. Я не слишком умный человек, мне достаточно и таких свидетельств.
|