|
Города России
Страны мира
|
|
|
|
следующая публикация . Гипертекст |
Рождение критической мысли
Интервью с Кристиной Абрамичевой
29.09.2007
Интервью:
Алексей Симонов
Истоки (Уфа), 1.06.2005
|
Досье: Гипертекст
|
|
Несколько месяцев назад в Уфе вышел первый номер критического журнала «Гипертекст», пишущий о явлениях культуры в нашей республики и за ее пределами. Сейчас, в преддверии второго номера, мы решили побеседовать о том, что происходит вокруг молодого издания, с его главным редактором Кристиной Абрамичевой.
— Вас знают в основном по публикациям в «Бельских просторах» и в нашей газете. Теперь вы делаете собственный журнал, нужен ли в Уфе еще один литературный проект? — Во-первых, этот проект нельзя назвать литературным в чистом виде. «Гипертекст» — журнал исключительно критический, а именно вдумчивой критики так не хватает нашим деятелям культуры. И небольшие разделы, которые отводятся в литературных журналах под критические материалы, эту потребность не удовлетворяют. Это что касается количества, а что касается качества нашей литературной критики, то тут тоже, прямо скажем, есть, над чем работать. Статьи информационного содержания, просветительские, хвалебные и отзывы читателей, которые тоже, безусловно, нужны, но не могут считаться полноценной критикой. Поэтому малейший отход от этих жанров вызывает подчас бурю негодования. А вот если бы у нас хоть кто-то стал писать, как московский критик Андрей Немзер, например, многих писателей, думаю, хватил бы удар. Во-вторых, мы не зациклены исключительно на Уфе и республике, культурное пространство благодаря интернету сейчас настолько едино, что никак невозможно упускать такую возможность. И, в-третьих, круг интересов нашего журнала не ограничивается исключительно литературой, мы следим за всем, что интересно современному человеку: кинематографом, сетевым явлениями, психологией, философскими идеями. — То есть вы не конкурируете со смежными по тематике изданиями? — С литературными журналами нет по определению, «Рампа» сосредоточена, в основном, на местном искусстве, музыке и театре. Наоборот, старейшие журналы одобрили наше начинание и помогают нам. Завязывается сотрудничество с журналом «Агидель», большую поддержку мы получили в редакции «Бельских просторов» — в мартовском номере там вышла статья Станислава Когана «Когда бог Вэнь-чан спал» — отклик на публикацию в «Гипертексте». И это хорошо — литературная критика не может существовать без полемики, а полемику нужно постоянно стимулировать, находить новые темы для обсуждения, порой намеренно провоцировать на споры. — Известно ваше противостояние по поводу повести молодого автора Игоря Савельева, чья повесть «Бледный город» попала в шорт-листы премий Белкина и «Дебют». Почему оно возникло и как развивалось? — А ничего страшного в критике нет, я даже считаю, что Игорю как автору в этом смысле очень повезло. Не каждый автор получает умную и обоснованную критику, какую мы ведем. Наша критика не имеет ничего общего с травлей, которой часто подвергались неугодные писатели в советское время. Особенно она важна для писателя начинающего, который таким образом может счастливо избежать «звездной болезни» и побудить его впредь более тщательно подходить к собственному литературному творчеству. — Но раз уж его так высоко оценили в Москве… — Да, я часто слышу такое суждение. Но я лично ознакомилась с текстом повести еще до того, как она завоевала такой успех, и поэтому мое сознание, так сказать, не было затуманено чужим восприятием. Это замечательно, что наш уфимский, тем более молодой автор опубликовался в «Новом мире», я искренне за него рада, но это не значит, что нужно закрыть глаза на авторские недочеты и отныне принимать повесть как эталонную. Я прекрасно знаю, что автор этот способен на большее, судя по замечательным рассказам, не раз публиковавшимися в «Бельских просторах». И, в конце концов, у каждой премии есть свои причины для выдвижения тех или иных авторов, хотя они всегда и претендуют на объективность. В связи с этим хочу привести слова писательницы Линор Горалик, отказавшейся от премии «Национальный бестселлер»: «Премии занимаются не собственно литературой, а литературным процессом, и любая причастность к премии не есть причастность к литературе, а есть причастность к литературному процессу». — Выход первого номера журнала сопровождался необычной акцией. Вы считаете, что культурные явления должны подавать себя таким образом? — Именно так и должны. Иначе может случиться так, что и через десять лет о журнале никто не будет знать. Скромность в данном случае неуместна, культуру тоже нужно пропагандировать. — На вашей Гипертекст-акции в фойе Молодежного театра выступали такие известные культурные деятели как ТО «ЧингисХан», пластический театр «Альтер Эго», литературное объединение «Уф-ли» (рук. Айдар Хусаинов), бард Александр Мичурин, исполнитель на редких народных инструментах Эльяс. Как никому пока неизвестному журналу удалось собрать таких заметных личностей? — Люди творческие всегда тянутся к чему-то новому. Нам никого не пришлось уговаривать, хотя многие могли бы надуть щеки: посмотрите, кто мы и кто вы. Но этого не случилось – самые интересные и авангардные коллективы в Уфе горячо откликнулись на наше предложение. Приходил и певец Владислав Муртазин, хотя выступить не успел, к сожалению, задержали другие дела. — В течение акции «чингисхановцами» под руководством Василя Ханнанова сооружалась инсталляция, которую якобы пытался приобрести зарубежный коллекционер. В чем смысл этого действа и какова судьба инсталляции? — Смысл в интерактивном взаимодействии с участниками акции: они приносили не очень нужный предмет и складывали в две кучки: мужскую и женскую. И тут же из них была сооружена некая башня – символ гипертекста как такового. Как и сказал тогда Василь Ханнанов: «Национальное достояние не продается». Но посмотреть на инсталляцию может любой посетитель Музея современного искусства РБ им. Наиля Латфуллина, где сейчас и находится наша редакция.
|
|
|
|
|
Герои публикации:
Персоналии:
Институции:
06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
28.12.2019
Дмитрий Кузьмин
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
|
|
|