В сторону Сабурова
Издано итоговое собрание произведений поэта, экономиста и либерального мыслителя

Олег Рогов
Частный корреспондент, 23 сентября 2009 г.
Евгений Сабуров. В сторону Африки. М.: Новое литературное обозрение, 2009.


        Большая книга, включающая в себя главные тексты поэта, написанные за сорок с лишним лет, а также новые произведения, к сожалению, увидела свет после смерти автора — Сабуров умер в июне этого года. Без преувеличения можно сказать, что Евгений Сабуров был легендарной личностью — потаённый поэт, чьё имя вошло в историю литературы ещё и в качестве обозначения культурного сообщества, к которому он принадлежал («круг Иоффе — Сабурова»). Замечательный прозаик, драматург, учёный-экономист, либеральный мыслитель (вспомним его колонки в «Неприкосновенном запасе»), автор нескольких монографий и государственный деятель — судьба редко даёт человеку шанс столь разносторонней реализации.
        Велик соблазн искать в позднем поэтическом творчестве Сабурова какие-то точки пересечения с его статьями на актуальные темы («На заседании правительства / вдруг принимается решение, / что измеряется отчаянье / не интенсивностью, а длительностью») или политико-экономическими размышлениями. Но взаимопересечение этих столь, казалось бы, разнонаправленных векторов не всегда проявляется на поверхностном слое текстов. О чём бы ни писал Сабуров, он всегда исходит из некоей главной внутренней константы, которую можно определить как этическую или эстетическую непредубеждённость, непредрешённость. И само движение мысли учёного или поэта позволяет читателю вдумчиво двигаться вместе с ним по выбранному пути, задерживаясь в узловых точках — за счёт полиритмии в стихах или неожиданных логических утверждений в публицистике.
        Стихи Сабурова публиковались в зарубежной периодике с конца 1970-х, с перестройкой они пришли к отечественному читателю, а в 1990-х стали появляться книги, каждая из которых была значительным событием. Тексты Сабурова — будь то небольшие стихотворения, или поэмы, одна из которых дала название сборнику, — очень своеобразны. Движение поэтического текста никогда не идёт по прямой, плавно уклоняясь из обыденности в сакральность, из детальности в абстракции, из эротики в метафизику. Если ранние тексты сочетают внутреннюю изощрённость с внешней едва ли не вызывающей традиционностью, то стихи последних лет — какие-то мерцающие, интонация постоянно выбивается из заданного метрического зачина и колеблется в неточных рифмах. Эта новая стилистика с её воздушной небрежностью выводит поэзию Сабурова на новый виток, но прерывается в возможном её развитии вместе со смертью автора. И читателю теперь остаётся лишь наблюдать, как меняется с годами поэтический рисунок стиха, — благо сборник, выпущенный НЛО, достаточно полон.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service