Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Ренессанс в отдельно взятом городе

08.09.2007
Пётр Билибин
        Литературная школа перестает быть школой, когда покидает пределы географии, в которых она возникла. Это можно проследить на примере Нижнетагильской поэтической школы, основанной Евгением Туренко.
        Я люблю Тагил и тагильских женщин – вернее, люблю тот город, который светится неким знаком в каждой из тагильских поэтесс.
        О чем это я? О том, что только в двух городах нашего региона одна личность смогла привить свой голос другим. Про Кальпиди в очередной раз говорить не имеет смысла – поскольку о нем столько уже наговорено в местной и неместной прессе, что добавить вроде нечего. А вот второй персонаж для не включенных в литературный процесс – явная Terra Incognita.
        Евгений Туренко. Рожденный в Орловской области, проживший большую часть жизни взаперти, в Свердловске-45 (закрытый городок, наподобие наших Озерска и Снежинска), в 85 году прошлого века он переезжает в близлежащий Нижний Тагил, «подбирает» его и начинает менять язык города на свой собственный. Эта граница обозначена двумя стихотворениями с разницей написания в год: 84-й – «Припекло – пора садить картошку. / Надо же, как времячко бежит! / Постоял, помусолил папироску ... Только сердце к делу не лежит...» и 85-й – «И, в-третьих, не возьмешь взаимное себе, / И бедность не солжет, а блажь прямее скверны, / И надо ждать числа и снега на земле, /не думав, не гадав и не стыдясь, что смертны...». Свойством нового тагильского литературного языка станет его неопределимость. Никто до сих пор не смог внятно озвучить, определить это сумеречное состояние, это растворение человеческого в словесном, называемое «Нижнетагильским ренессансом».
        Факт неоспорим – в Тагиле ОДИН ЧЕЛОВЕК смог сотворить невозможное. Используя в качества фундамента стертую от частого употребления речь, но освободив при этом синтаксис от привычной логики, Туренко фактически воздвиг новое поэтическое здание (хотя иногда оно и напоминает «дом, который построил Джек»), как выяснилось, весьма привлекательное для местной литературной молодежи. Которая с присущей ей энергией и азартом принялась его осваивать.
        ...После проведенной фондом «Галерея» осенью прошлого 2003 года презентации второго тома «Антологии Уральской Поэзии» челябинский поэт Дмитрий Кондрашов высказал в частном разговоре упрек «Ренессансу», касающийся его внутритусовочности, постоянной переклички-перепевки-перебранки отдельных его представительниц. Речь шла о Наталии Стародубцевой, Елене Сунцовой и Екатерине Симоновой.
        Чтобы понять причину и прелесть этой мнимой внутритусовочности, необходимо осознать, что сейчас настоящего и почти благодарного читателя легче всего найти в своей что-то и как-то пишущей среде, потому что большинство читателей нового времени – это сами авторы. Сие от нас с вами не зависит, и это правильно.
        И второй момент. Тагильские поэты существуют внутри текста. Они еще (или уже) не разделяют текст и себя, землю и небо. Они рифмуют частную жизнь и литературу, замыкая свои мелкие перипетии в некий кокон.
        Для поэтической школы Нижнего Тагила характерно преобладание женщин с несомненно мужским стилем. Язык не поворачивается называть авторов поэтессами.
        География «Нижнетагильского ренессанса» постоянно расширяется. Теперь сюда входят и Дмитрий Теткин из Екатеринбурга, Елена Егорова и Виталий Рагозин из поселка (NB!) Лобва, это Наталья Деревягина – из Челябинска и озерский поэт Александр Вронников. Отчасти – каслинский поэт Маргарита Еременко. Еще не факт, что кто-то из перечисленных молодых литераторов (включая неназванных Ольгу Мехоношину, Галину Коркину, Елену Михееву) превзошел отца-основателя, но стремление к этому – похвально в высшей степени.
        И напоследок: Литературно Художественный Фонд «Антология», возглавляемый ныне Натальей Деревягиной, в рамках программы «Соло» планирует осуществить в самое ближайшее время серию вечеров, участниками которых помимо представителей литературы Соликамска, Екатеринбурга, Каменска-Уральского, Магнитогорска – будут и нижнетагильские поэты. Так что надо следить за информацией. Главным образом – в Интернете. (Елена Егорова)
        Когда Литературная Школа перестает быть школой, покидая пределы географии, в которых она возникла, – она становится университетом. И это радует.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии: Регионы:

Последние поступления

02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов
11.04.2018
Беседа с Никитой Сафоновым
28.01.2018
Авторизованный перевод с английского А. Скидана
Кевин М. Ф. Платт

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service