|
Города России
Страны мира
|
|
|
|
следующая публикация . Нижний Тагил |
Ренессанс в отдельно взятом городе
|
Литературная школа перестает быть школой, когда покидает пределы географии, в которых она возникла. Это можно проследить на примере Нижнетагильской поэтической школы, основанной Евгением Туренко. Я люблю Тагил и тагильских женщин вернее, люблю тот город, который светится неким знаком в каждой из тагильских поэтесс. О чем это я? О том, что только в двух городах нашего региона одна личность смогла привить свой голос другим. Про Кальпиди в очередной раз говорить не имеет смысла поскольку о нем столько уже наговорено в местной и неместной прессе, что добавить вроде нечего. А вот второй персонаж для не включенных в литературный процесс явная Terra Incognita. Евгений Туренко. Рожденный в Орловской области, проживший большую часть жизни взаперти, в Свердловске-45 (закрытый городок, наподобие наших Озерска и Снежинска), в 85 году прошлого века он переезжает в близлежащий Нижний Тагил, «подбирает» его и начинает менять язык города на свой собственный. Эта граница обозначена двумя стихотворениями с разницей написания в год: 84-й «Припекло пора садить картошку. / Надо же, как времячко бежит! / Постоял, помусолил папироску ... Только сердце к делу не лежит...» и 85-й «И, в-третьих, не возьмешь взаимное себе, / И бедность не солжет, а блажь прямее скверны, / И надо ждать числа и снега на земле, /не думав, не гадав и не стыдясь, что смертны...». Свойством нового тагильского литературного языка станет его неопределимость. Никто до сих пор не смог внятно озвучить, определить это сумеречное состояние, это растворение человеческого в словесном, называемое «Нижнетагильским ренессансом». Факт неоспорим в Тагиле ОДИН ЧЕЛОВЕК смог сотворить невозможное. Используя в качества фундамента стертую от частого употребления речь, но освободив при этом синтаксис от привычной логики, Туренко фактически воздвиг новое поэтическое здание (хотя иногда оно и напоминает «дом, который построил Джек»), как выяснилось, весьма привлекательное для местной литературной молодежи. Которая с присущей ей энергией и азартом принялась его осваивать. ...После проведенной фондом «Галерея» осенью прошлого 2003 года презентации второго тома «Антологии Уральской Поэзии» челябинский поэт Дмитрий Кондрашов высказал в частном разговоре упрек «Ренессансу», касающийся его внутритусовочности, постоянной переклички-перепевки-перебранки отдельных его представительниц. Речь шла о Наталии Стародубцевой, Елене Сунцовой и Екатерине Симоновой. Чтобы понять причину и прелесть этой мнимой внутритусовочности, необходимо осознать, что сейчас настоящего и почти благодарного читателя легче всего найти в своей что-то и как-то пишущей среде, потому что большинство читателей нового времени это сами авторы. Сие от нас с вами не зависит, и это правильно. И второй момент. Тагильские поэты существуют внутри текста. Они еще (или уже) не разделяют текст и себя, землю и небо. Они рифмуют частную жизнь и литературу, замыкая свои мелкие перипетии в некий кокон. Для поэтической школы Нижнего Тагила характерно преобладание женщин с несомненно мужским стилем. Язык не поворачивается называть авторов поэтессами. География «Нижнетагильского ренессанса» постоянно расширяется. Теперь сюда входят и Дмитрий Теткин из Екатеринбурга, Елена Егорова и Виталий Рагозин из поселка (NB!) Лобва, это Наталья Деревягина из Челябинска и озерский поэт Александр Вронников. Отчасти каслинский поэт Маргарита Еременко. Еще не факт, что кто-то из перечисленных молодых литераторов (включая неназванных Ольгу Мехоношину, Галину Коркину, Елену Михееву) превзошел отца-основателя, но стремление к этому похвально в высшей степени. И напоследок: Литературно Художественный Фонд «Антология», возглавляемый ныне Натальей Деревягиной, в рамках программы «Соло» планирует осуществить в самое ближайшее время серию вечеров, участниками которых помимо представителей литературы Соликамска, Екатеринбурга, Каменска-Уральского, Магнитогорска будут и нижнетагильские поэты. Так что надо следить за информацией. Главным образом в Интернете. (Елена Егорова) Когда Литературная Школа перестает быть школой, покидая пределы географии, в которых она возникла, она становится университетом. И это радует.
|
|
|
 |
 |
Герои публикации:
Персоналии:
Регионы:
27.11.2024
Канат Омар о языковой самоидентификации, петербургских литературных встречах, поэтах Казахстана и поэме «Зрачок замёрзшей». Беседовал Владимир Коркунов
06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
28.12.2019
Дмитрий Кузьмин
|
|
|