Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
  следующая публикация  .  Евгений Кропивницкий  .  предыдущая публикация  
Первое в России

31.01.2009
Милитриса Давыдова
Знамя
2005, №6
Досье: Евгений Кропивницкий
        Евгений Кропивницкий. Избранное. 736 стихотворений + другие материалы. Составление, комментарии: И. Ахметьев. Предисловие: Ю. Орлицкий. — М.: Культурный слой, 2004.
        Евгений Леонидович Кропивницкий (1893—1979) — художник, поэт, педагог — не дождался издания книги своих стихов на родине. Лишь за рубежом был выпущен небольшой сборник его произведений «Печально улыбнуться» (1977). И вот теперь книга вышла.
        Подготовить том было нелегко. Не было предыдущих изданий, в основу книги легли многочисленные рукописные сборники, созданные самим автором. Не все произведения были известны составителю. В сборниках, подаренных Е.Л. Кропивницким своим ученикам, в письмах есть стихотворения, которые могли бы войти в «Избранное».
        О Е.Л. Кропивницком написано уже немало. Это прежде всего воспоминания его учеников, публиковавшиеся в альманахе «Стрелец». Есть и обстоятельная статья Ю. Орлицкого «Для выражения чувства... Стихи Е.Л. Кропивницкого», помещенная в журнале «Новое литературное обозрение» (1993, #5), и перепечатанная в альманахе «Стрелец» (1998, #1 (81)). Ю. Орлицкому принадлежит и менее удачное, на мой взгляд, предисловие к «Избранному», о котором идет речь.
        У Евгения Леонидовича было много учеников — художников, поэтов. Некоторые из них — Г. Сапгир, И. Холин — восприняли его творческую манеру, отношение к действительности. Но и те, чья литературная продукция резко отличается от стихов Е.Л. Кропивницкого, — работающая в основном в жанре рассказа Галина Корнилова и автор этих строк, — воспринимают его как учителя. Он передал нам отношение к литературному творчеству как к высокому ремеслу, которое предполагает «чистоту души и добрые чувства к ближнему» (из письма Е.Л., 1947 год) 1.
        Евгений Леонидович писал стихи с юности и до последнего года жизни, писал о том, что видел вокруг себя, осмысливал увиденное. Казалось, каждое жизненное впечатление отражалось в его обычно коротких стихотворениях — и за десятилетия это сложилось в панораму жизни городского предместья, более всего — Долгопрудного. Скромная подмосковная природа, очеловеченная и затоптанная людьми; гримасы быта — пьянки, семейные ссоры, драки, женское соперничество... Вот классическое произведение:

        Подвела часы и брови
        И отправилась гулять.
        Обомлела от любови —
        Влюблена ни дать ни взять.
        У него такое место:
        В пиво влил воды — барыш.
        Я его теперь невеста
        А его Маруське — шиш.

        А порою и более страшное — беспричинное убийство, самоубийство: «На бумажной веревке повесился, — ухитрился же, черт побери».
        Все эти события облекает Е.Л. Кропивницкий в эстетически выверенную форму, порою в изысканную форму сонета, триолета. И это дает возможность соотнести его стихи с высокой поэзией, делает их несколько отстраненными от прозы жизни и в то же время углубляет иронию. Евгений Леонидович писал: «Жизнь, реальная жизнь мне кажется романтичнее романтизма, волшебнее волшебства. Мне кажется, что жизнь — стоящая вещь, чтобы отдать ей свою поэзию... Я работал над грубой глиной жизни. В повседневности я искал вечное через натуру. Из грубого сделал изящное и изысканное. Из банального оригинальное. Разве это не волшебство?» (из письма 1948 года).
        Евгений Леонидович с ранних и до последних лет много писал о смерти («У каждого свой смертный час уж есть...»), иногда спокойно, иногда с ужасом, всегда — как о неизбежном и постоянно ожидаемом. Как-то я осторожно пошутила, сказала, что он живет долго и постоянно пишет о смерти — очевидно, смерть обходит его, не желая потерять такого преданного ей певца. Он ничего не ответил — усмехнулся только.
        Создавая по большей части мрачные картины бытия, Е.Л. Кропивницкий всегда оставался поэтом, приемлющим жизнь. Объяснение этому можно найти в его «Ста советах самому себе», помещенных в книге:

        3. Старайся все время помнить, что надо быть добрым.
        39. Пусть будет все как есть — ничего не старайся изменить.
        71. И любовь и ненависть тяжелы и гибельны, а потому старайся никого не любить и никого не ненавидеть.
        72. Помни, что и любовь и ненависть проявление темперамента, а ты должен обуздывать свой темперамент.

        «Холодный и ласковый» — таким он видел себя как поэта и, очевидно, хотел видеть как человека. Хотя ему бывало порой тесно в таком облике. «Моя этика, построенная на пристальном изучении человеческой «зверинности», кажется мне несостоятельной... Мне уже не хочется смаковать и объедаться злом, не хочется быть холодным и ласковым. Хочется, глядя на людей, очаровываться тем хорошим, человеческим, что в них есть» (из письма 1948 года). По-видимому, это все же эпизод в его самосознании.
        Интересно, что такое же жизнеутверждающее начало — несмотря на мрачные картины изображаемой действительности — характерно и для творчества Г. Сапгира, наиболее последовательного ученика Евгения Леонидовича.
        Е.Л. Кропивницкий советовал самому себе не спорить: «Полемизировать не стану. / И спорить с вами не хочу. / Возьму и просто замолчу».
        Однако некоторые его стихи полемичны, например, стихотворение «Девочка», в котором явно слышится полемика со стихотворением Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»:

        Как тебя мне жалко:
        Ты тонка, как палка,
        Тонки ноги, руки,
        А твои подруги
        Толсты и упруги.
        Шейка тонка очень,
        Тусклый взгляд порочен.

        Евгений Леонидович не признавал поэзии Заболоцкого...
        Или еще:

        За стеной кого-то били,
        Кто-то тонко голосил
        Изо всех последних сил.
        За стеной кого-то били.
        Осень. Сумерки наплыли
        Вечер краски погасил.
        За стеной кого-то били,
        Кто-то тонко голосил.

        Это стихотворение Е.Л. Кропивницкого вызывает в памяти строки раннего Вознесенского (почти наверняка Е.Л. не знал их: «Подонок, как он бил подробно, / Стиляга, Чайльд-Гарольд, битюг! / вонзался в дышащие ребра / Ботинок узкий, как утюг».
        Отношения к событию — диаметрально противоположные. Очевидно, если обуздать свой темперамент, по совету Евгения Леонидовича, оба отношения, как и другие, имеют право на существование.
        Стихи Е.Л. Кропивницкого, написанные им в течение семи десятилетий, утверждают его понимание мира, его отношение к «ликам жизни», к «земному уюту», воспроизводят этапы постижения им извечных вопросов жизни и смерти.
        Хорошо, что в книгу вошла проза Е.Л. Кропивницкого, его работы о живописи, собрания афоризмов. Благодаря этому создается целостный образ многогранно одаренного человека, прожившего долгую и полную творческих свершений жизнь. Дополняют представление о Е.Л. Кропивницком воспоминания его сына и дочери, заметки учеников Г. Сапгира и И. Холина, а также фотографии Евгения Леонидовича в кругу семьи, репродукции его картин.
        Первую попытку прокомментировать произведения Е.Л. Кропивницкого, создать библиографию печатных материалов о нем целесообразно продолжить более серьезными разработками.


[1] Фрагменты из писем Е.Л. Кропивницкого автору этих строк опубликованы в работе: Милитриса Давыдова. Сто девяносто писем и семь стихотворений Е.Л. Кропивницкого // Стрелец. — 2000. — № 1 (82) — на корешке — № 2 (82). — С. 278—285. Письма здесь и дальше цитируются по этой публикации.
  следующая публикация  .  Евгений Кропивницкий  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service