Один из старейших региональных поэтических фестивалей страны, традиционно проходящий в Екатеринбурге весной, 25-27 мая 2007 года прошел уже в пятый раз. В связи с этим мы публикуем беседу поэта и критика Евгения Сидорова с руководителем проекта «ЛитератуРРентген» Василием Чепелевым.
ZAART: Начну с банального вопроса: чем отличался пятый «Рентген» от предыдущих? Удалось ли подчеркнуть юбилейный статус? — С точки зрения подчеркивания юбилейного статуса все просто — фестиваль в этом году был попросту длиннее, чем обычно: три дня проходили собственно чтения, а, кроме того, прошла программа «Обзорный снимок» — серия авторских вечеров, предварявших фестиваль и последовавших за ним. Таким образом, «Рентген» длился всю весну и чуть-чуть затронул традиционно «мертвое» лето. Мы работали на четырех площадках — в «Волхонке», кафе «Шепот», Доме писателей и в кафе «Марго», ставшем основной площадкой чтений. Важным отличием стало то, что фестиваль перестал, кажется, быть единственным регулярным крупным событием, проводимым в рамках проекта: как ты помнишь, осенью вручение премии «ЛитератуРРентген» превратилось фактически в фестиваль с двумя днями чтений, с авторскими вечерами. При этом осеннее событие более направленно на шоу, а весеннее, в итоге, стало более серьезным и официальным. ZA: Церемонию вручения я действительно помню, хотя и не без провалов в памяти. А вот о программе «Обзорный снимок» хотелось бы узнать побольше. Будет ли она продолжаться? — Я прекрасно понимаю, что большие фестивали, пусть даже проходящие дважды в год, — это хорошо, но их недостаточно для создания необходимого, если угодно, напряжения литературной среды. А создание этой самой плодотворной литературной среды в регионе — ключевая задача проекта «ЛитератуРРентген», для этого мы работаем все годы. Поэтому и решили добавить формат более-менее регулярных авторских вечеров. По их количеству нам, конечно, очень и очень далеко до Москвы. Однако, за весну в рамках программы прошли вечера Елены Сунцовой, Алексея Сальникова, немецкой группы поэтического перфоманса «Шоссе энтузиастов», Юрия Авреха, Евгения Туренко. Почти все эти вечера — кроме немцев — были презентациями новых книг, что радует. Почти на всех вечерах было много публики, и она была разная, что радует еще больше. Мне кажется, затея нам удалась, и осенью мы продолжим. ZA: Про немцев можно поподробнее? — Немцев мы проводили совместно с Гете-институтом. Ключевое достижение вечера — пожалуй, то, что в «Шепот» было физически невозможно попасть. Наша публика все-таки любит заезжих звезд. При этом, такими уж звездами и сногсшибательными перфомансистами ребята из Германии не оказались — очень свои, что ли, современные интересные поэты. Их подход к поэзии неожиданно близок к тому, которого придерживаются многие современные поэты наши, российские. При этом екатеринбургские звезды, участие которых в вечере было просьбой немецкой стороны, Тарас Трофимов и Денис Сюкосев, смотрелись на одной сцене с немцами очень органично, были ничуть не менее интересны публике. ZA: Вернемся к основной программе фестиваля. Что было главное? Какие звезды приехали в этом году? — Как я уже говорил, было три дня чтений. Первый день мы назвали «Вечер вечеров» и составили его из довольно длинных выступлений именно авторов-звезд. Были Данил Файзов и Юрий Цветков из Москвы, Дмитрий Григорьев из Питера, Егор Кирсанов, Григорий Гелюта и Мария Ташева из Нижнего Новгорода, Андрей Щетников из Новосибирска. Никого не хочу обидеть, но главными фигурами первого дня, пожалуй, стали Екатерина Боярских из Иркутска и Мария Ботева из Кирова. Катя лауреат «Дебюта», очень интересный поэт, которого послушать можно даже не Иркутске, а только в Москве, где-то раз в год. На фестивали в европейскую часть России она практически не доезжает — далеко и дорого, мы же привезли. Маша Ботева, переехавшая недавно в родной Киров из Екатеринбурга — удивительный писатель, с настолько своим собственным языком и взглядом на мир, что перепутать или сравнить ее с кем-то другим очень сложно. Два года назад она прочла на нашем фестивале свое сногсшибательное стихотворение «100 фактов обо мне и моем брате», в этом году вновь поразила меня до глубины души новым циклом, также на тему детских воспоминаний. Кроме того, в первый день был небольшой конфуз с пермскими авторами: их уровень оказался безнадежно далек от уровня остальных участников вечера, а подача стихов в их исполнении оказалась глубоко провинциальной. Авторов этих я называть не буду, скажу только, что из Перми не смогли приехать, к нашему сожалению, Юрий Куроптев и Дина Дельфинова, а смогли те, кого рекомендовал нам пермский куратор. И все равно, мы не отказываемся от сотрудничества со всеми регионами, кураторами, школами. Пусть расцветают все цветы. Во второй день были традиционные Большие чтения, которые проходили в Доме писателя. Этот формат вызывает регулярную критику коллег-организаторов из других городов: слишком долго и слишком много. Но коллегам повезло, и они не были на екатеринбургских поэтических марафонах. На самом деле, на «Рентгене» производится достаточно строгий отбор, а формат Больших чтений — осознанный. Задача их — позволить молодым поэтам прочесть на одной сцене с более опытными, с мэтрами и звездами. Лично я «выдерживаю» эти многочасовые чтения не без удовольствия и всем рекомендую: они дают очень ясное понимание тенденций и мощный поэтический заряд. Ярче других во второй день выглядели, пожалуй, екатеринбургский молодой поэт Аркадий Коновалов, прочитавший боевик про Путина, Елена Сунцова, поразившая собравшихся экспрессией чтения, екатеринбуржец Станислав Курашев, более известный в качестве прозаика. Отдельным блоком выступал клуб «Лебядкинъ». Воспитанники клуба продемонстрировали, что проект, когда-то создававшийся Борисом Рыжим и Дозморовым как шуточный, а потом несколько лет влачивший жалкое существование, с приходом в него нового руководства в лице Андрея Санникова стал, наконец, давать реальную отдачу. Впервые участвовали в нашем фестивале несколько молодых челябинских поэтов, наиболее ярким из которых показался Александр Маниченко. Третий день, проходивший в кафе «Марго», лично мне понравился больше других. Все злоупотреблявшие активным отдыхом в течение первых двух дней, отпали, и, в результате прошел, пожалуй самый интересный поэтический вечер, на котором мне приходилось бывать в Екатеринбурге за последние года три. Выступали Евгений Касимов, Аркадий Застырец, Евгения Изварина, Арсений Ли, Алла Поспелова, Тарас Трофимов, Денис Сюкосев, Евгений Сидоров, Елена Сунцова, Алексей Сальников, Александр Василевский, Василий Чепелев из Екатеринбурга, Вита Корнева и Руслан Комадей из Нижнего Тагила, Дмитрий Григорьев из Питера, Андрей Щетников из Новосибирска. Может, кого-то забыл, не обижайтесь. Мне понравились почти все. Очень хорошая собралась публика, прекрасно прочли представители старшего поколения, и, в то же время, впечатляющи были и самые молодые. Поразил чтением собственных переводов из Пабло Неруды Андрей Щетников. ZA: Что в этом году будет с премией «ЛитератуРРентген»? — Все будет хорошо. Мы решили летом отдохнуть и дать отдохнуть членам коллегии номинаторов и жюри. В сентябре начнем работу по образу и подобию прошлого года. Церемония вручения пройдет в ноябре. Такой сдвиг во времени произошел из-за октябрьского Московского международного Биеннале поэтов, на котором «ЛитератуРРентген» будет представлен целой делегацией в программе «Фестиваль фестивалей». Премия в главной номинации составит, как и в прошлом году, 3333$ или даже чуть побольше. В номинации «Фиксаж» премия будет вручаться в этом году лучшим региональным издателям поэтических книг. ZA: Какие еще, так сказать, творческие планы? — Планы прекрасны. Во-первых, к поездке этой самой делегации «ЛитератуРРентгена» на Биеннале в Москве выходят сразу три книги стихов: Тараса Трофимова, Дениса Сюкосева и Василия Чепелева. Соответственно, мы их, вернувшись в Екатеринбург, не без помпы презентуем. Во-вторых, наконец-то принято волевое решение об издании альманаха. Это будет ежегодник проекта «ЛитератуРРентген». Название — «Томограф». Первый номер выйдет к ноябрьской церемонии вручения премии.
|