Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Простое слово
О стихах Зинаиды Быковой

19.01.2009
Арион
№4, 1998
        Чтобы осознать прелесть пеших прогулок, человечеству понадобилось засилье автомобилей. Чтобы в поле зрения эстетики попал художественный примитивизм (хотя термин «наив» точней и тоньше), академические формы искусства должны были дойти до той меры усложненности, за которой замаячил тупик – или пустота. В европейской культуре это случилось примерно век назад. Однако само «примитивное» искусство не то что возникло раньше, а существовало, как и пешеходы, всегда.
        Художника делает художником способность увидеть мир в небывалой до того гармонии и умение передать ее другим. Именно ради второго, говоря упрощенно, и разрабатывались веками тончайшие приемы мастерства. Но приемы эти могут оставаться и очень простыми, если соответствуют характеру поставленных художником задач. Что и доказывают творения примитивистов – владеющих (либо пользующихся) весьма ограниченным техническим инструментарием и все же создающих шедевры. Такие, как Руссо и Пиросмани – в живописи, в словесности – фольклор.
        В предпоследней фразе обозначились две ветви «наивного» искусства: «искренний», «природный» примитивизм – когда отсутствие академических навыков ограничивает выразительные средства и заставляет пользоваться ими несколько иначе, чем это делает «профессионал» (хотя в подлинном смысле эти художники, поэты, музыканты в такой же мере могут быть профессионалами: знаменитый на деревню плясун, знавший цену своему искусству и его воздействие на публику, был, вне сомнения, профессионал, даже если пас коров в «свободное от искусства» время) – и «стилистический», к которому прибегают вполне «обученные» художники в эстетических целях (своим выбором как бы подтверждая эстетическую ценность «примитива»)
        Сказанное об ограниченности выразительных средств отнюдь не следует понимать как неряшливость или случайность форм и тем более как вообще равнодушие к форме. Равнодушного к форме художника не бывает по определению. Другое дело – ее упрощение по тем или иных причинам.
        Кажущаяся легкость такой простоты – иллюзия. У плюсов и минусов этого «безыскусного» искусства одна и та же природа: между творцом и «публикой» нет никакого средостения, никакой искусственно выработанной оболочки приема. Примитивист предстает на обозрение публики еще более обнаженным, чем любой его собрат. И если ему нечего сказать – банальность оказывается выставленной напоказ. Зато когда есть... Прямота и непосредственность высказывания необычайно усиливают художественный эффект.
        Наив – это освежающая струя, всегда соседствующая зрелому искусству, напоминающая ему о первородстве. Она несет в себе и опасность – вульгаризировать его, привести к упрощенной эрзац-культуре (в форме ли иронического китча, эстрадных шлягеров или бренчания «походных» бардов – если говорить о стихотворных текстах). Но и приводит к высоким образцам.
        Отказ от условностей и ухищрений ремесла, вольное обращение с масштабом, простодушное смещение планов ради ясности высказывания, непритязательность композиции, а с другой стороны – втаскивание в художественную ткань повседневных, как бы случайных и малозначащих, а на деле много говорящих сердцу деталей – все это приметы «наива». В современной поэзии мы находим следы сознательного использования этой техники у обериутов, у Николая Глазкова; «природного» – у Ксении Некрасовой.
        К такому, «естественному», примитивизму принадлежит и творчество Зинаиды Быковой – живущей в небольшом украинском городе, всю жизнь проработавшей сельской учительницей, с 16 лет пишущей стихи и добившейся не только очевидных, но и признанных результатов. Она печаталась в «Дружбе народов», в «Знамени», в альманахах и «тонких» журналах, и голос ее не утонул в многоголосом поэтическом хоре. Его доверчивая безыскусность, искренность, целомудренная скупость интонации не только привлекательны, но и должны быть учтены сегодняшней поэзией в ее поисках обновленного языка.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования

Интересует стоимость грузового автомобиля МАЗ отечественного производства? Всегда актуальный каталог на нашем сайте!



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service