Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
"Для меня война - это важный мужской опыт"
Интервью с Захаром Прилепиным

16.05.2008
Интервью:
Анна Мартовицкая
Культура, 13.07.2005
№26 (7485) 7
        Имя молодого прозаика Захара Прилепина широкой публике стало известно совсем недавно, когда его дебютный роман «Патологии» вошел в шорт-лист престижной литературной премии «Национальный бестселлер». Чуть раньше «Патологии» получили премию Бориса Соколова. Многие критики назвали роман лучшим на сегодняшний день произведением о чеченской войне. Молодому писателю удалось показать Россию и Чечню через мировосприятие молодых, ежедневно рискующих жизнью людей.

        — Захар, расскажите, когда и почему вы начали писать?

        — Если речь идет о художественной прозе - то я начал писать в 24 года, это был роман «Патологии», за четыре года я его дописал и теперь пожинаю плоды. После «Патологий» опубликовал в толстых журналах маленькую повесть и два рассказа. Ранее никаких прозаических текстов я не писал, «мук творчества» ни в детстве, ни в юности не испытывал, бумагу на сочинения не переводил и вообще стараюсь работать быстро и набело. «Патологии» писались так долго лишь потому, что сочинение их было, скорей, забавой - работая редактором одной вполне «желтой» газеты, я по вечерам, после работы, писал по десятку строк этого романа. Писал, наверное, для того, чтобы компенсировать все то безобразие, которое самочинно пропускал через свою наглую, злобную и порой неприличную газету. Роман несколько неожиданно для меня самого получился. По крайней мере, это подтвердили очень почитаемые мной люди, пребывающие в ранге «живых классиков».
        Стихи же я писал лет с семнадцати. До двадцати трех лет высказал все, что хотел высказать в текстах, организованных с помощью ритма, и с тех пор стихов не пишу. Вообще стихи, наверное, стоит писать только в молодости, когда есть необходимая свежесть эмоций, душевная, неприличная после тридцати, распахнутость и ясное, почти детское - и оттого восхищенное и восхищающее - восприятие мира. Пример Рембо очень убедителен, как, впрочем, и жизнь почти любого русского поэта - от Пушкина до Бориса Рыжего.

        — Ваш роман «Патологии» рассказывает о чеченской войне. Это дает критикам право причислять вас к авторам современной военной прозы. Считаете ли вы сами эту тему центральной в своем творчестве? Будете ли развивать ее дальше?

        — Нет, не считаю военную тему центральной и в ближайшие годы писать о войне не буду. Просто чтобы сразу стереть этот ярлык. А вообще роман писался о любви, и военные сцены задумывались как фон. Получилось, видимо, наоборот...

        — Насколько серьезное влияние оказала война на вас как на человека и на писателя? Ведь вы бывший боец ОМОНа, участник первой и второй чеченских войн.

        — Честно говоря, на меня все оказало серьезное влияние: жизнь моего отца и смерть моего отца, моя мать, мое детство, моя политическая деятельность, моя жена и мои сыновья. Чечня - в этом списке, но не на первом месте, конечно. Это очень важный мужской опыт, как что-то, сопряженное с преодолением разного рода неприятностей. Нормальный опыт, он должен присутствовать в том или ином виде в судьбе любого мужчины.

        — После шорт-листа премии «Национальный бестселлер» можете ли вы сказать, что принимаете активное участие в литературном процессе?

        — Признаюсь, для того, чтобы попасть в короткий список «Нацбеста» (и для того, чтобы годом раньше попасть в число лауреатов премии Бориса Соколова), я вообще ничего не сделал. В Сети появился короткий список этой премии, после чего, собственно, я и узнал, что за меня проголосовали несколько известных людей. Если публикация собственных текстов является участием в литературном процессе - значит, я в нем участвую. Наверное, нужно, прежде всего, хорошо писать. И литпроцесс сам тебя найдет.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service