Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
  следующая публикация  .  Михаил Берг
Власть властителей дум
О книге Михаила Берга «Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе»

06.09.2008
Итоги, 2 марта 2001 г.
№9 (247)
Досье: Михаил Берг
Михаил Берг. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе - М.: Новое литературное обозрение, 2000


        В книге Михаила Берга с непривычным у нас для данной темы академическим холодком анализируются способы захвата и перераспределения власти в литературе. Автор рассматривает феномен литературы не с точки зрения социальных концепций, а на примерах поведенческих стратегий самих литераторов. Это своего рода пособие для начинающих, но не по захвату постов, званий и перехвату денежных потоков (что происходит в случае успеха), а по захвату скорее символического капитала во всем объеме актуальности - от рискованных новаций до сохраняемых традиций.
        В какой-то мере это сопоставимо с политологическими исследованиями, что еще раз подтверждает правомерность сближения сфер культуры и политики, образа и поведенческой модели художника и политика, сотворяющих себя вроде бы из ничего в борьбе за символический капитал и превращение его в капитал реальный, очень даже реальный. Немалую роль здесь играет угадывание доминирующего исторического психотипа и следование массовым ожиданиям. В традиционном литературоведении это связывалось с появлением нового литературного героя. В наше время, когда автор сам зачастую занимает «геройское» место, можно говорить о новом типе авторского поведения. Просчитанность успеха, презрительно и высокомерно отвергаемую «высокой культурой», Михаил Берг рассматривает как осмысленную культурную стратегию в зоне распределения символического капитала и власти. Наряду с собственно литературной одаренностью в порождении разного рода художественных текстов данную поведенческую модель тоже следует расценивать как несомненный и неимитируемый дар.
        Автору легко удается избежать привычных для исследований столь деликатной сферы, как литература, понятий духовности, гениальности, чистоты стиля, энергетики текста и т. п. Но если в социальных и экономических трактатах производительность и эффективность вполне могут рассматриваться вне категорий честности и добропорядочности, при исследовании феномена литературы без этих понятий все же не обойтись. Думается, автор и сам не столь наивен, чтобы не замечать некоторого остатка, не покрываемого его методологией.
        В том же ключе Михаил Берг исследует историю возникновения российского текстоцентризма и феномен интеллигенции, появление типа профессионального литератора и сложнейшую проблему функционирования культуры при советской власти. Впрочем, последний раздел менее оригинален.
        Обладая собственным художническим опытом, автор нескольких романов, Михаил Берг знает о проблемах литературно-творческих не понаслышке. Посему наряду с теоретическими разделами он предлагает читателю конкретные исследования творчества знаковых фигур, определяющих ход современного литературного процесса. Мне не приходилось встречать досель такой внушительный список новейших литераторов - от классиков и старожилов Всеволода Некрасова и Андрея Битова до героев нового времени Виктора Пелевина и Тимура Кибирова, от широко известных Владимира Сорокина, Льва Рубинштейна, Саши Соколова, Виктора Ерофеева, Эдуарда Лимонова, Виктора Кривулина, Елены Шварц до неведомых широкому читателю Александра Миронова и Бориса Кудрякова. Всего 19 персоналий, включая наиболее значительных исследователей современной русской культуры, таких, например, как Борис Гройс и Вячеслав Курицын. Сравниваются более и менее выигрышные стратегии. Однако нет ни одного примера, где бы сравнивались сходные авторские стратегии при явной разнице результата, - результата чисто эстетического, уж извините за выражение. Тем не менее именно эти главы-персоналии наиболее увлекательны.
        Теоретическая же часть книги при всей ее терминологической и синтаксической тяжеловатости столь обстоятельна и последовательна, что не может не стать цитатником для последующих исследований.


  следующая публикация  .  Михаил Берг

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service