Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
  следующая публикация  .  Валерий Попов  .  предыдущая публикация  
«Попов пошел, но не побежал»
Интервью с Валерием Поповым

23.08.2007
Интервью:
Елена Петрова
Досье: Валерий Попов
Питерский писатель Валерий Попов – из поколения шестидесятников. Он автор книг «Жизнь удалась», «Чернильный ангел», «Грибники ходят с ножами», лауреат литературных премий, возглавлял питерский Пен-клуб. В первом номере «Нового мира» за этот год вышла его повесть «Очаровательное захолустье», готовятся к изданию сразу три книги. Подоспел и еще один повод для разговора – сообщение, что писателям отдадут дворец Белосельских-Белозерских, и это объединит два нынешних враждующих союза – Российский и Петербургский.

«Мутная поляна»


        – Валерий, на ваш взгляд, нужно писателям объединяться?
        – По экономическим, хозяйственным, организационным критериям – надо. Чтобы не распылять блага.
        – А они еще остались?
        – Да, например ветхие дачи Литфонда в Комарово. Я живу в «будке» Ахматовой, так она называла домик, где теснилась. Сейчас нас там десять человек, и счастливы. Насчет дворца Белосельских-Белозерских – хорошо бы его получить, потому что у писателей не осталось в городе насиженных теплых мест. Только нужно обязательно, чтоб там был ресторан. И хорошо бы без материальной ответственности и не платить за электричество, потому что очень дорого. Если слухи о дворце подтвердятся, то воспрянут писатели. И напишут еще по книжке.
        – Пока все попытки объединиться остались безуспешными.
        – Да, вот недавно были чтения памяти Виктора Голявкина, развернулась крупная битва между двумя союзами. Делили Голявкина, но он шарик такой – не разделишь и ни в какую лунку не закатишь.
        – Обращается ли власть к писателям за чем-либо?
        – Дает премию администрации. Мы представляем список кандидатов, но они часто перечеркивают, меня вот почему-то вычеркнули. Я заметил: когда дают премии от начальства, со мной всегда так, а вот когда тайным голосованием – премии «Золотой Остап», «Пальмира» – получаю.
        – Выскажу, может быть, крамольную мысль: в советское время писатели, их союз играли большую роль в жизни города, чем теперь.
        – Советское время было благоприятно для литературной жизни. У меня есть байки такие, называются «Мутная поляна», в отличие от «Ясной» – про нашу литературную жизнь. К примеру такая – бывший руководитель союза, которого мы свергли, сказал: «Вы так гулять, как мы, не будете! Вот я вспоминаю Дни Ленинграда в Казахстане: просыпаюсь в юрте, пиджак с орденами на месте, а брюк нет. Бегаю, ищу, а там уже бибикает первый секретарь обкома. Все перерыл – нет брюк, открываю холодильник – лежат, аккуратно сложенные. А секретарь все ждет. Вот как нас уважали». Жизнь была полна легендами. Были свои герои, пьяницы, правдолюбцы – все так и ждали, вот сейчас он врежет! Такое амплуа тоже ценилось, даже начальством.

Меньше свободы стало?


        – Есть ли приток молодых в питерскую литературу?
        – Сейчас молодежь идет своим путем, по-моему, она пытается создать свою республику, где нет стариков. Существует издательство «Амфора», там очень умелые имиджмейкеры Крусанов, Назаров. Они безапелляционно пишут, мол не о чем говорить, есть мы, и все! У них много сторонников, которые считают, что новое наконец-то победило. Хотя мне это кажется компьютерной литературой или какой-то подвальной: все сидят, курят марихуану, все глубоко несчастны, все запрограммировано. Такого вот озорства, удали, которые ждать бы от молодежи, сквозняка и свежего ветра, которые были в 60-е, я не ощущаю. Может, свободы меньше стало? Все сидят в своих ячейках.
        – Бывают у вас встречи с читателями?
        – Нет. Только в Нью-Йорке, вот там я встретил читателей в полном составе. Все интеллигентные люди, все друзья молодости там сидят в Русском центре. У меня отношения с читателями везде одинаковые, что в Нью-Йорке, что в Выборге – обычно человек двадцать – это люди, которые пришли просто так, культурно пообщаться. Человек пять меня читали, человека два – фанатики, знают наизусть. В нью-йоркском зале обратил внимание на двух молодых людей, таких красавцев, гладких, явно преуспевающих. Ну, думаю, эти забрели просто так, сейчас уйдут. Высидели до конца, потом подходят: «Когда мы уезжали из Харькова, взяли только ваши книги».

На льдинах


        – Насколько трудно сейчас напечатать книгу?
        – С издательствами, на мой взгляд, в Питере очень плохо. Есть два лагеря, две льдины, между которыми все большая пропасть: интеллектуальная литература и рыночная. Уж интеллектуальная проза такая, что не дай бог, чтобы там было что-то интересное, они даже не рассказы, а «тексты» печатают. А рыночная такая, что не дай бог, чтобы что-то серьезное. Хотя там тоже есть кумиры, вот Вересов появился, мастер романа. Если есть болотце, тепло и вода, то жизнь заведется обязательно. В Москве издательства более разнообразные.
        – Там вы и печатаетесь?
        – Да, в издательстве «Вагриус», а попал в него, перепрыгнув от социализма к капитализму. Был такой момент, когда мне книжку вернули из нового, коммерческого издательства со словами – мало секса. Я обиделся. Всегда было много, а тут мало стало, докатился. Иду по Невскому, встречаю Александра Кабакова, рассказываю, он говорит: «Ну давай я в Москве закину в одно издательство, там вроде умные ребята, понимают в сексе и вообще во всем». Дал их телефон, но я никак не мог дозвониться. А у меня такое восприятие: раз не берут трубку или занято, значит ненавидят.
        Потом я в Москву приехал на 80-летие мамы. Напился, помню тяжелое утро, на доме напротив красный флаг почему-то висит. Ну, думаю, все пропало. Звоню в издательство, и вдруг свежий голос с радостью: «Это вы! Мы вашу книгу разделили по частям и все читаем. Приезжайте в Москву». – «А я уже здесь». – «Да?.. Я через полчаса уезжаю в Париж, буду только через месяц». – «А где вы находитесь?» Оказалось, это в соседнем доме. Когда я вбежал, он удивился: «Вы же только что в трубке были». Жизнь всегда дарит подарки. И расстановка читательских сил сейчас сместилась – оказалось, что более-менее серьезная литература гораздо лучше идет, чем облегченная. Феномен нашего читателя, который оказался не так глуп.

Писатели в инкубаторе


        – Можно ли прожить на гонорары?
        – Литература не даст пропасть. У меня как-то был случай: сидел без копейки, вдруг звонок в дверь, человек бросает на пол мешок картошки, зло так говорит: «Я тебя еле разыскал!» и убегает. Кто такой, до сих пор не знаю. В одном рассказе у меня написано, как слон в хоботе протянул писателю сто долларов. Среди писателей голодных смертей не припомню. Причем активно работающих – не так много, это и в советское время было так, хотя в профессиональном союзе не одна сотня.
        – Жизнь питерского писателя отличается от жизни московского?
        – В Москве появились писатели, которые существуют очень хорошо, потому что они в инкубаторах вырастают, сразу как-то замыкаются друг на друга и начинают премии друг другу давать. Им жизнь изучать не надо, потому что если уедешь куда-нибудь в деревню на неделю, от компьютера и телефона, тут же все потеряешь. Есть, к примеру, инкубатор писателей-фантастов, тут и питерские участвуют. Мне их жалко, потому что писателю нужно куда-то проваливаться время от времени. Мне повезло, что стал в общем вагоне ездить.
        – От бедности?
        – Да, и хорошо, что стал беднее, что нет такой защитной скорлупы, значит, правильно Бог ведет. В купе обычно едут солидные люди, побеседовали и спать. А в общем вагоне такая бурлит заваруха! Помню, сели два курсанта в пятнистой форме, ну, думаю, сейчас будет дебош всю ночь, драка, шум. Но вместо этого пошел у них какой-то интеллигентнейший иронический разговор. Я не мог заснуть, все прислушивался, а под мат, наверное, заснул бы.
        – Вы черпаете в таких поездках сюжеты?
        – У меня есть рассказ «Как я был богом», это родилось из конкретного случая. Однажды позвонили из «Плейбоя»: «Мы вас очень любим, напишите нам рассказ». – «Но у вас же специфический журнал». – «Нет, секс нам надоел, как фрезеровщику стружка. Что-нибудь другое». А мне как раз нужно было в поездку. И случилось у меня недоразумение с билетом, проводником, омоновцами и красивой девушкой. Я оказался пострадавшим, зато из всего этого рассказ для «Плейбоя» сочинил, невиданный гонорар получил – 600 долларов. Проигрыш обернулся выигрышем, вот это суть литературы.
        – И все-таки, поэт в России больше чем поэт?
        – Больше. У меня был случай, когда еще в старом Доме писателей пришел я с товарищем московским в ресторан, а он закрыт на спецмероприятие. К нам повадились ходить выпивать из Большого дома, банкеты все заказывали. Мне администраторша машет, мол, уходи. Я вспылил, разбил стекло в двери, окровавленной рукой ухватил какого-то чекиста. Приехала милиция, меня отвезли в отделение. Так что и я боролся с режимом.
        – А приходится бороться с ленью, заставлять себя писать?
        – Не заставляю, писать – это главное удовольствие дня, ты правишь миром, героями, что же может быть приятнее? Жизнь держит меня в хорошей форме, не очень топчет, не очень возносит. А если щелкает, значит любит. Я вот в Лавку писателя вбегаю, а там, где мои книжки должны быть, пусто: «Уже продали?» – «Еще не завезли». А в других действительно продали. У продавцов я подслушал такое определение успеха у читателя: «Попов пошел, но не побежал». Это мне нравится.


  следующая публикация  .  Валерий Попов  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service