Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
  следующая публикация  .  Мария Галина  .  предыдущая публикация  
Поиски человека
М. Галина. Волчья звезда. Роман. - М.: Махаон, 2003.

14.10.2007
Ex Libris НГ, 23.01.2003
Досье: Мария Галина
        После долгого перерыва «Махаон» наконец-то возобновил свою серию современной фантастики. Обновленная «Зеленая луна» открывается книжкой для умных. Для тех из нас, кто ценит литературное качество, но в отличие от «самых умных» не обольщается ни вычурно-занудными формами, ни отталкивающими эксцессами супермодного гипернатурализма.
        Перед нами — добротная научная фантастика, непринужденно включающая элементы фэнтези. Приключенческий роман, почти квест, непринужденно ныряющий в дебри философской антропологии.
        Вот звездные пришельцы, наследники земных колонизаторов Космоса, — простодушные почти по Вольтеру.
        Вот бессмертные «андры», малоприглядный срез когдатошних земных элит, — омерзительные почти по Свифту.
        Вот одичавшие потомки тех бедолаг, или счастливцев, которым не удалось добиться вожделенной обработки в «имморталиях», — этнографичные почти по Фрезеру.
        Не буду пересказывать сюжет. Приключенческую книжку приятней читать, не зная, что будет дальше и чем все кончится. Тем более когда автор охотно раскрывает свои карты, раз за разом доставляя читателю удовольствие от подтвердившейся догадки, и притом умудряется кое-что припрятать в рукаве.
        Все же какие-то узлы придется развязать — с тем чтобы дать читателю представление о пресловутом «что хотел сказать автор». Вернее — о чем он вопрошает своей книгой.
        Итак. Первые попытки дальнего звездоплавания потерпели крах. Экипажи не выдержали психологических перегрузок, и это привело к чудовищным вспышкам агрессии, смертоубийству и суициду. После чего была задействована экспериментальная программа глубинного перепрограммирования психики — с установкой на гуманитарные ценности, культурное наследие, литературу и искусство, широкую толерантность вплоть до своего рода ксенофилии. Параллельно разворачивалась программа, призванная осуществить «вековую мечту человечества» — победу над старостью и смертью. Мечта воплотилась в техническое решение — и глобальные последствия оказались катастрофическими. Здесь, на мой взгляд, главный нерв этой книги. И надо отдать должное Марии Галиной, взявшей лежащую, как говорится, на поверхности — и тем не менее почти не тронутую со времен Свифта тему — и разработавшей ее с железной логикой и бесстрашием естествоиспытателя. Совершенно логично, что сверхзащищенные, закапсулированные «андры» предстают в романе размытыми безликими коконами. Их летучие Города Мертвых появляются как предвестники беды — в предвкушении «горячих» зрелищ. И если неизбежный этический конфликт между ними и звездными репатриантами протекает бесконтактно, то конфликт между смертными аборигенами и «ищущими человека» звездоплавателями разрешается трагически.
        Вне взаимодействия с мыслящим человечеством эти звездоплаватели, являющие собой по существу «одухотворенное ничто», обречены. И вот одна группа пришельцев занимается наивным прогрессорством, тщетно пытается примирить враждующие племена — и становится жертвой первобытного коварства. Другая — в поисках высшего разума ударяется в мрачную мистику, а та, как водится, наносит ответный удар.
        «Вы как в этой истории про дурацких ахейцев — там тоже были такие... пришли с неба, помогали то одним, то другим, совались повсюду. И чем все это кончилось? Целых двадцать лет воевали, а потом эти кочевые ублюдки взяли верх, а одного-единственного достойного человека после смерти еще и обесчестили — за лошадью таскали», — говорит местная девочка Выпь пришельцу Улиссу. И эта коллизия — еще один центр напряжения, пусть и не слишком оригинальный, зато подкупающий лепкой характеров и убедительной псевдоэтнографией.
        Быть может, кое-кому роман покажется бедноватым по части «секса и насилия». И правильно. Не потакать же, в самом деле, тем «андрам», которые так или иначе сидят в каждом из нас.


  следующая публикация  .  Мария Галина  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
06.05.2019
Владимир Богомяков в стремительном потоке времени
18.04.2019
Беседа с Владимиром Герциком
31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов
11.04.2018
Беседа с Никитой Сафоновым
28.01.2018
Авторизованный перевод с английского А. Скидана
Кевин М. Ф. Платт

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service