Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку персоналий досье напечатать
  следующая публикация  .  Ольга Славникова  .  предыдущая публикация  
«Поэзия будет актуальна, и ждать недолго»
Интервью с Ольгой Славниковой

15.08.2007
Интервью:
Александр Гаррос
Эксперт, 9.10.2006
№37 (531), 2006
Досье: Ольга Славникова
Ольга Славникова не поэт. Блестящий прозаик, чей роман «2017» только что вошел в шорт-лист русского «Букера», и еще координатор литературной премии «Дебют», каждый год получающей десятки тысяч заявок от молодых (до 25 лет) людей, сочиняющих прозу и стихи.

        – Ольга, сейчас частенько говорят если не о «смерти поэзии», то о радикальной смене статуса: она маргинализировалась, из дела общественного стала делом сугубо частным... На «Дебют» обрушивается огромный вал молодой поэзии – и как вы оцениваете тенденции?
        – Слухи о смерти поэзии сильно преувеличены. Она по-прежнему общественное дело – потому что общество не может существовать без фермента поэзии. И по-прежнему дело сугубо частное – потому что поэту никто, кроме Бога, не помощник. Что касается «смены статуса» – смотря от чего вести отсчет. В советское время был сравнительно краткий период, когда поэты собирали стадионы. Но такая гипервостребованность была куплена позорной ценой: ценой всеобщего культурного и духовного голода. Современная поэзия абсолютно здорова – в том же смысле, в каком была здорова поэзия Серебряного века. Сегодня интерес к поэзии достаточно велик, и современные молодые поэты отвечают на этот интерес. Иллюзия «смены статуса», быть может, возникает потому, что рынок делает мерилом успеха тираж, а поэзия существует не в тиражах. Она существует публично. Только в Москве каждый месяц проходят десятки поэтических вечеров, они собирают большую аудиторию, а уж если поэтический турнир – в зале вообще не протолкнуться. И надо заметить, что большинство выступающих на поэтических вечерах – наши «дебютанты».
        – А есть некие объединительные черты «молодой поэзии»? Можно ли проследить преемственность? Говорить об общей интонации и мотивах? Идеологии? Сейчас вот опять же много говорят о конформизме нового, постсоветского поколения...
        – Одна из отличительных черт молодого поэта – стремление быть ни на кого не похожим и при этом понятым в своем поколении. Ни про одного «дебютанта» нельзя сказать: он похож на Гумилева или на Алексея Цветкова. Но в то же время и Гумилев, и Алексей Цветков растворены в крови молодой поэзии без осадка. Молодая поэзия – восприемница высоких традиций русской и мировой поэтической культуры. Основная интонация молодых поэтов – удивление перед миром по формуле «Любовь недоумевает». Еще – ожидание чуда. Вера в счастливый случай и попытка не потерять в хаосе мира самого себя. Про конформизм я не понимаю. Поэт по определению нонконформист! Кроме того, наши «дебютанты» так молоды, что жизнь еще не ставила перед ними проблем выбора совести. Нельзя заранее сказать, как бы они повели себя в жесткой ситуации. Действительно, есть общая – не только и не столько – российская тенденция: вменять человеку прежде всего поиск удовольствий. Но удовольствие поэта столь высокого порядка, и потребность в письме столь настоятельна, что здесь наблюдается эффект, противоположный общемировому.
        – Можно ли в этом общем вале уловить тех, кто имеет шанс стать звездой русской поэзии ближайших лет? По-настоящему яркие перья встречаются?
        – Встречаются. Улавливаем. Если говорить о новых звездах – а их немало, достаточно назвать Марианну Гейде, Виктора Иванiва, Юлию Идлис, Данилу Давыдова, Анну Логвинову, – то все они прошли через «Дебют». Хотите – назовите мне других в этом поколении, посмотрим, что получится у вас! Уверена, что наши «дебютанты» определят развитие российской поэзии на ближайшие десятилетия.
        – А поэзия в России может вернуть себе статус искусства социально актуального, попадающего в болевые точки общества?
        – Многие аналитики культуры предсказывают поэзии роль властительницы дум, законодательницы вкуса. Дело в том, что поэзия по своей структуре способна оперативно реагировать на перемены в общественном сознании, отражать изменения в образе мира. Все последние десятилетия поэзия преодолевала разрыв между языком и жизнью, миром. Этот провал возник вследствие искажения хода российской истории после Октябрьского переворота. Несколько поколений поэтов не были поняты, услышаны, потому что они буквально зализывали эту рваную рану. Но баланс будет восстановлен: люди по-прежнему ждут, что поэты назовут вещи своими именами. Поэзия будет актуальна, и ждать недолго.


  следующая публикация  .  Ольга Славникова  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов
11.04.2018
Беседа с Никитой Сафоновым
28.01.2018
Авторизованный перевод с английского А. Скидана
Кевин М. Ф. Платт
13.01.2018
О книге Михаила Айзенберга «Справки и танцы»
Лев Оборин
13.01.2018
О книге: Михаил Айзенберг. Справки и танцы. – М.: Новое издательство, 2015
Алексей Конаков

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2017 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service