|
Города России
Страны мира
|
|
|
|
следующая публикация . Ольга Славникова . предыдущая публикация |
«Поэзия будет актуальна, и ждать недолго»
Интервью с Ольгой Славниковой
|
Ольга Славникова не поэт. Блестящий прозаик, чей роман «2017» только что вошел в шорт-лист русского «Букера», и еще координатор литературной премии «Дебют», каждый год получающей десятки тысяч заявок от молодых (до 25 лет) людей, сочиняющих прозу и стихи.
– Ольга, сейчас частенько говорят если не о «смерти поэзии», то о радикальной смене статуса: она маргинализировалась, из дела общественного стала делом сугубо частным... На «Дебют» обрушивается огромный вал молодой поэзии – и как вы оцениваете тенденции? – Слухи о смерти поэзии сильно преувеличены. Она по-прежнему общественное дело – потому что общество не может существовать без фермента поэзии. И по-прежнему дело сугубо частное – потому что поэту никто, кроме Бога, не помощник. Что касается «смены статуса» – смотря от чего вести отсчет. В советское время был сравнительно краткий период, когда поэты собирали стадионы. Но такая гипервостребованность была куплена позорной ценой: ценой всеобщего культурного и духовного голода. Современная поэзия абсолютно здорова – в том же смысле, в каком была здорова поэзия Серебряного века. Сегодня интерес к поэзии достаточно велик, и современные молодые поэты отвечают на этот интерес. Иллюзия «смены статуса», быть может, возникает потому, что рынок делает мерилом успеха тираж, а поэзия существует не в тиражах. Она существует публично. Только в Москве каждый месяц проходят десятки поэтических вечеров, они собирают большую аудиторию, а уж если поэтический турнир – в зале вообще не протолкнуться. И надо заметить, что большинство выступающих на поэтических вечерах – наши «дебютанты». – А есть некие объединительные черты «молодой поэзии»? Можно ли проследить преемственность? Говорить об общей интонации и мотивах? Идеологии? Сейчас вот опять же много говорят о конформизме нового, постсоветского поколения... – Одна из отличительных черт молодого поэта – стремление быть ни на кого не похожим и при этом понятым в своем поколении. Ни про одного «дебютанта» нельзя сказать: он похож на Гумилева или на Алексея Цветкова. Но в то же время и Гумилев, и Алексей Цветков растворены в крови молодой поэзии без осадка. Молодая поэзия – восприемница высоких традиций русской и мировой поэтической культуры. Основная интонация молодых поэтов – удивление перед миром по формуле «Любовь недоумевает». Еще – ожидание чуда. Вера в счастливый случай и попытка не потерять в хаосе мира самого себя. Про конформизм я не понимаю. Поэт по определению нонконформист! Кроме того, наши «дебютанты» так молоды, что жизнь еще не ставила перед ними проблем выбора совести. Нельзя заранее сказать, как бы они повели себя в жесткой ситуации. Действительно, есть общая – не только и не столько – российская тенденция: вменять человеку прежде всего поиск удовольствий. Но удовольствие поэта столь высокого порядка, и потребность в письме столь настоятельна, что здесь наблюдается эффект, противоположный общемировому. – Можно ли в этом общем вале уловить тех, кто имеет шанс стать звездой русской поэзии ближайших лет? По-настоящему яркие перья встречаются? – Встречаются. Улавливаем. Если говорить о новых звездах – а их немало, достаточно назвать Марианну Гейде, Виктора Иванiва, Юлию Идлис, Данилу Давыдова, Анну Логвинову, – то все они прошли через «Дебют». Хотите – назовите мне других в этом поколении, посмотрим, что получится у вас! Уверена, что наши «дебютанты» определят развитие российской поэзии на ближайшие десятилетия. – А поэзия в России может вернуть себе статус искусства социально актуального, попадающего в болевые точки общества? – Многие аналитики культуры предсказывают поэзии роль властительницы дум, законодательницы вкуса. Дело в том, что поэзия по своей структуре способна оперативно реагировать на перемены в общественном сознании, отражать изменения в образе мира. Все последние десятилетия поэзия преодолевала разрыв между языком и жизнью, миром. Этот провал возник вследствие искажения хода российской истории после Октябрьского переворота. Несколько поколений поэтов не были поняты, услышаны, потому что они буквально зализывали эту рваную рану. Но баланс будет восстановлен: люди по-прежнему ждут, что поэты назовут вещи своими именами. Поэзия будет актуальна, и ждать недолго.
|
|
|
|
|
Герои публикации:
Персоналии:
06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
28.12.2019
Дмитрий Кузьмин
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов
|
|
|