Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

к списку регионов досье напечатать
Новосибирск  .  предыдущая публикация  
Поэзия в Новосибирске

01.12.2008
Досье: Новосибирск
        О литературной ситуации в городе Новосибирске написать трудно. Иногда кажется, что ее и нет вовсе — литературной ситуации. Литература, между тем, вроде бы есть.Поневоле задашься вопросом — как это возможно? И где ее искать?
        Недавно в городе прошел поэтический марафон с громким названием «Дыхание третьего тысячелетия». Мероприятие было поддержано на городском уровне, и организаторы обеспечили целых два с половиной дня «новосибирской поэзии в режиме нон-стоп». Более полусотни человек приняло участие в этом странном действе (чуть было не написал «полусотни поэтов»). Выходят и поэтические сборники, и «Горница», и «Сибирские огни» снова выходят... «Молодежная версия», правда, затормозилась на первом номере (он остался единственным), зато «старая» возродилась: лучше прежней...
        Но это, увы, вне критики, ибо, если позволительно вспомнить Ходасевича, в подавляющем большинстве — ниже нуля. Среди показавших свое искусство на поэтическом марафоне попадались и в самом деле удивительные экземпляры, но не в литературном, а скорее все-таки медицинском смысле...
        Между тем доподлинно известно, что в городе есть (и были) известные поэты и прозаики. Старшее поколение в Москве при упоминании Новосибирска вспоминает имена покойной Жанны Зыряновой, здравствующего ныне Ивана Овчинникова и Анатолия Маковского, о котором вот уже четыре года как никто не может с уверенностью сказать — жив он или уже нет... Знают и о «сокурском феномене» — Телемской обители новосибирских подпольных и полуподпольных поэтов и художников в сорока минутах электрички от города. Там царит Евгений Иорданский.
        То есть, — что касается традиции и преемственности в области актуальной литературы, — она есть, как есть, вроде бы, и что перенимать. Тем не менее, приезжая в столицы, диву даешься: каждый вечер приходится выбирать из трех-четырех вариантов, куда пойти — везде происходит что-нибудь интересное. В Новосибирске выбирать не приходится: хочешь — не хочешь, жди последней пятницы текущего месяца. Пожалуй, единственное живое — и то периодически «затухающее» — явление в литературной жизни города — это «пятницы у Назанского», то есть в отделе современного искусства Новосибирской картинной галереи. По крайней мере, единственный шанс для поэтов услышать и увидеть друг друга в лицо.
        Правда, и туда ходят далеко не все. Михаил Дроздович, Антон Сурнин, Олег Бертолло — существуют скорее как литературные мифы: мало кто видел их в лицо, между тем доподлинно известно, что они есть и делают свое дело давно, честно и интересно.
        Не столь давно вышла единственная книга Владимира Светлосанова, много лет удачно балансирующего между «иронической поэзией» и своеобразным «неоклассицизмом» (если не сибирским «неоакмеизмом»). Скоро выйдет книга грузинского поэта Терентия Гранели в переводах Светлосанова. Близок к этой оригинальной эстетике и сам Владимир Олегович Назанский в качестве поэта (недавно вышли две книги его «номадологической» прозы).
        Сибирский «концептуализм с человеческим лицом» видится в лице Евгения Миниярова. Интересен (иногда) Марат Шериф. Удивительна, на мой взгляд, малая проза Сергея Тиханова, на глазах переходящая в поэзию и заставляющая вспомнить словесное искусство Леонида Добычина. Тиханов — очень новосибирский (может быть, точнее будет сказать, — новониколаевский) писатель.
        Странная литературная слава (и судьба) у Юлии Пивоваровой, на границе 80-х и 90-х блеснувшей в Москве, а потом присоединившейся к полумифическим фигурам новосибирского андерграунда. К вопросу о последнем — он по четвергам может быть наблюдаем в артгалерее «Черная Вдова». Там царит широко известная в мире нового изобразительного искусства троица Мизин — Скотников — Булныгин.
        Литературный тон задает Иван Просеков, выступавший в иные времена под псевдонимом Янкель. В золотые годы Серебряного века такой персонаж прослыл бы «литературным апашем» и «поэтом стрекулистом». Хулиганствующий поэт-провокатор. И интересно, и даже симпатично (хоть и диковато), но нет уверенности — литература ли это, собственно? Поэзия ли? Еще труднее становится писать о новосибирской поэзии, когда вспоминаешь, что литературный процесс — это не только люди и поэтические вечера, но еще и книги.
        «Официоз» проявил в свое время демократические наклонности, издав сборники Станислава Михайлова, Юлии Пивоваровой и Антона Сурнина. А что делать остальным?
        Едва ли не мессианские ореолы витают последние годы вокруг поэта, историка и математика Андрея Щетникова, организовавшего издательство «Артель Напрасный Труд». Несмотря на название, артель работает дешево, качественно и на редкость (особенно в наших широтах) оперативно. Андрей пишет интересные стихи, статьи по истории античной математики и переводит на русский испанских поэтов. Книги выходят в основном за счет поэтов или их благодарных читателей (слово «спонсоры» тут вряд ли уместно), но выгодно отличаются от издаваемой за счет авторов продукции, которую поэт и книговед Виктор Iванов недавно «припечатал» простой и исчерпывающей классификацией: а) националистическая; б) порнографическая; в) авангардистская.
        Уникален Борис Гринберг, чемпион палиндрома. Он поразительным образом умеет видеть слова насквозь, и этот почти каббалистический дар позволяет ему вертеть вокруг одной буквы связные и осмысленные поэтические тексты величиной более двухсот знаков. Но поэт ищет в палиндроме собственно поэтичности, а не плоского остроумия и фокусничества; комбинаторные способности Гринберга вызывают неизменное восхищение; в «гиперлипограммах» поэт налагает запрет на употребление всех гласных — кроме одной — и добивается поразительных эффектов.
        Теперь об Iванове. Стихи его печатаются в альманахе «Черновик», в недавнем сборнике «Время 'Ч'«; имя его известно в московских литературных кругах. Осознает себя, кажется, прямым продолжателем и наследником раннего русского авангарда — Хлебников, Маяковский, Гуро... Поэзия и проза его растут и изменяются на глазах. Ярко выступает на литературных вечерах, превращаю порой чтение стихов в поэтический перформанс. Недавно побывал в рабочей командировке в Иркутске и завязал там контакты с поэтами, работающими в смежных областях словесного искусства. Вместе с автором этой заметки работает над виртуальным авангардистским журналом «Драгоман Петров».
        Подает надежды еще один новый журнал — «Замысел». Четвертый номер вышел с многообещающим подзаголовком «Современная литература», первым же трем было предпослано странное словосочетание «Литературно-мистический альманах»; если этот оккультно-мистический дух окончательно уйдет со страниц «Замысла» — журнал может стать интересным.
        Когда задаешься вопросом, что могло бы изменить литературный ландшафт в лучшую сторону, приходится признать, что самыми яркими литературными событиями последних лет становятся визиты «известных» и «именитых» (в хорошем смысле этих слов). И даже не сами визиты, а то, что с ними связано — совместные чтения, кулуары, обмен книгами и мнениями; адресами и телефонами.
        Когда в рамках проекта «Культурные герои XXI века» Новосибирск посетил Дмитрий Александрович Пригов; когда на поэтический минифест приехал Сергей Гандлевский; когда с докладом на консерваторскую конференцию приезжала Лариса Березовчук и читала стихи в той же самой картинной галерее... Если бы они могли посещать «сибирский Чикаго» чаще, поэты Новосибирска лучше бы знали не только о «современном состоянии поэтической речи», но и друг о друге.
        Так что все идет, как надо...


Новосибирск  .  предыдущая публикация  

Последние поступления

31.12.2018
Илья Данишевский. Маннелиг в цепях. Издательство "Порядок слов", 2018
Виктория Гендлина
14.10.2018
О творчестве Бориса Фалькова
Данила Давыдов
11.04.2018
Беседа с Никитой Сафоновым
28.01.2018
Авторизованный перевод с английского А. Скидана
Кевин М. Ф. Платт
13.01.2018
О книге Михаила Айзенберга «Справки и танцы»
Лев Оборин
13.01.2018
О книге: Михаил Айзенберг. Справки и танцы. – М.: Новое издательство, 2015
Алексей Конаков

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2017 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service