По премии на нос

Интервью:
Елена Карпенко
Газета, 24.03.2009
        Главным преимуществом «носатой» премии, учрежденной благотворительным фондом Михаила Прохорова, ее создатели считают «принципиальную открытость и прозрачность». Это подразумевает обязанность жюри отчитываться в своих решениях во время публичных диспутов и выслушивать критику. Соучредитель фонда, сестра олигарха Ирина Прохорова сообщила, что придумал прозрачную премию непосредственно глава фонда Михаил Прохоров.
        В течение двух лет идея вынашивалась, и вот ее рождение удачно совпало с празднованием 200-летия Гоголя, автора одноименной повести. Лауреат премии получит не только бронзовое воплощение носа капитана Ковалева в качестве памятного знака, но и вполне приятное денежное вознаграждение — 700 тыс. рублей.
        “Задача нашей премии — создать площадку для дискуссий, для выработки некой системы координат, споров и критериев отбора, — объяснила корреспонденту «Газеты» Ирина Прохорова. — Создавая эту премию, мы сформулировали довольно четкий разговор о новой социальности. Мне это кажется очень важным, потому что литературные премии, как правило, не артикулируют, что они подразумевают под хорошей и плохой литературой. И еще мне кажется подлинно новаторским то, что мы придумали некое публичное пространство, где будут обсуждаться работы, отобранные жюри. Я не хочу хвастаться, но мы не нашли аналогов этому».
        Пока организаторы премии ограничиваются только прозой. На рассмотрение жюри, в составе которого Николай Сванидзе, социолог Алексей Левинсон, филолог Марк Липовецкий, поэт, литературный критик Елена Фанайлова и другие представители литературного сообщества, будут приниматься по три (максимум) прозаических произведения на русском языке, созданных в любом жанре и уже опубликованных в книжном, журнальном и электронном форматах.
        Процесс номинирования стартует 20 марта этого года, а представление шорт-листа пройдет 5 ноября 2009 года на III Красноярской ярмарке книжной культуры.
        «Нос» входит в разнокалиберную просветительскую программу фонда Прохорова «Книжный мир», в которой уже есть ряд мероприятий, таких как ежегодная Красноярская ярмарка книжной культуры (КРЯКК), грантовый библиотечный конкурс, программа по оснащению библиотек и международная программа Transcript, направленная на поддержку переводов российской художественной литературы на иностранные языки.
        Самый богатый человек России является поклонником литературы. Правда, свои эстетические привязанности предпочитает тщательно скрывать.

        Корреспонденту «Газеты» Михаил Прохоров рассказал, почему «Носу» не страшен финансовый кризис.

        — Как вы пришли к идее этой премии?
        Работа в крупном системном бизнесе, таком как компания «Норильский никель», показала, что чистый бизнес, чистое производство невозможно без содержательной, умной, интеллектуальной среды. Не может быть на заводе все хорошо, когда в домах неустроенный быт и грязь на улице. Необходима единая концепция. Поэтому следишь за всем, что происходит в культурном пространстве. Я не являюсь специалистом в области искусства и никогда не лезу в содержание. Но всегда принимаю участие в разработке стратегии.
        Если у меня появляется ощущение, что чего-то не хватает, я обращаюсь к профессионалам. Они разрабатывают идею дальше. Но иногда говорят: «Нет, это не актуально».
        Я считаю, что самый страшный благотворитель — это тот, который реально интересуется тем, чему помогает. У него есть собственное мнение. Он считает, что во всем разбирается.
        У меня же все ровно наоборот. Мои культурные привязанности никому не известны. Я их держу при себе.
        — Значит, бесполезно спрашивать вас о том, что недавно прочитали?
        Абсолютно. Я принципиально ничего не рассказываю. Пока работает фонд, считаю более правильным воздерживаться от этого. Представьте, если профессиональный человек услышит, что мне нравится, насколько ему станет легко меня нагружать. А быть профессионалом во всем невозможно.
        — Ваша благотворительная деятельность направлена на Сибирь. Сейчас вы расширяете сферу влияния?
        Мы, естественно, начинали в Норильске, в Красноярском крае. Но потом появилось много проектов федерального уровня. Сейчас мы поддерживаем театр Льва Додина, оркестр Михаила Плетнева, несколько других проектов. Потихонечку-потихонечку фонд развивается, исходя из концепций и реалий, существующих в стране.
        — Кризис не может сказаться на вашей благотворительной деятельности?
        Вы же видите, что в условиях кризиса мы открываем новый проект. В ближайшее время у нас будет еще несколько новых проектов. В кризис особенно важно заниматься культурой. Культурный человек легче переживает кризисные ситуации.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service