Песня северных гор
Ольга Славникова. 2017: Роман.

Василий Владимирский
Мир фантастики, июль 2006
№35, 2006
Досье: Ольга Славникова
        «Писатель – это прежде всего стиль». На мой взгляд, утверждение спорное, но по отношению к Ольге Славниковой оно справедливо на все сто процентов. По витиеватости и изысканности стиля роман «2017» уже поставили в один ряд произведениями Владимира Набокова. Сильное сравнение, но что-то в этом, пожалуй, есть. Такое ощущение, будто Ольга Славникова сознательно избегает простых однозначных фраз. Никаких вам «Иван Иванович сел на стул» – каждый абзац, каждое предложение передает целый комплекс осязательных, обонятельных, звуковых ощущений.
        Чтобы так писать, нужен совершенно особый взгляд на литературу и особое отношение к жизни. Эту манеру можно принимать или не принимать, но одно безусловно: работа автором проделана колоссальная. Все остальное – тяжелое детство прирожденного камнереза Ивана Крылова, его роман с загадочной женщиной по имени Татьяна, горные духи, то и дело во плоти являющиеся героям романа, беспорядки, вспыхивающие с приближением сакраментальной даты 2017 на улицах Свердловска/Екатеринбурга (не названного прямо, но угадываемого «на раз») – все это, по большому счету, второстепенно.
        Книга, впрочем, вовсе не лишена внутренней динамики, нужно только как следует вчитаться. Если бы не уникальный авторский стиль, сюжет этого романа вполне мог бы лечь в основу средних размеров фантастического триллера, с погонями и перестрелками, жестокими чудесами и опасными диковинами. Есть тут и детективная интрига (тайна клада, неправдоподобно богатой рубиновой жилы, найденной хитниками, старателями-нелегалами), и мистическая составляющая, и социальная, только выбирай.
        Автор не бродит по лабиринту сюжетной литературы вслепую, он прекрасно осознает, что делает. До того, как перебраться со своих «Рифейских гор» в Москву, Ольга Славникова несколько лет проработала главным редактором екатеринбургской газеты «Книжный клуб». В ту пору ею было опубликовано немало рецензий на фантастические книги, так что с «жанровой» прозой автор «2017» знаком не понаслышке. Это выгодно отличает писательницу от многих представителей «мэйнстрима», решивших вдруг сочинить «что-нибудь эдакое, фантастическое». Ольга Славникова использует приемы из арсенала философской и социальной НФ продуманно и аккуратно. Коллегам есть чему поучиться у букеровской финалистки, причем не только коллегам из фэндома. Кстати, автор этих строк познакомился со Славниковой на фестивале фантастики «Аэлита», где писательница, к тому времени активно публиковавшаяся в «толстых» литературных журналах (и работавшая в одном из них, екатеринбургском «Урале»), чувствовала себя вполне комфортно...
        Итог: безусловно, читать прозу Ольги Славниковой – нелегкий труд, требующий полной самоотдачи. Но, по-моему, затраченные усилия окупаются сторицей: самобытность и яркость этой книги стоят много большего.






Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service