Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Страны мира

Досье

Публикации

напечатать
  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  
Отплывающий
О книге Александра Кабанова «Крысолов»

08.11.2008
        Едва ли не самая горячая тема сегодняшних литературных дискуссий — сетевое творчество. Явление сравнительно новое, со своими законами, со своими кумирами и пропагандистами, а главное — с могучей материальной базой в виде Интернета, доступного всем, кому не лень. Никогда не подозревал, что такое скромное явление семидесятых годов, как литературная студия — два-три десятка графоманов в душной комнатке при каком-нибудь Дворце Культуры имени двадцати пятилетия первого отечественного подшипника, под руководством утомленного халтурщика из Союза писателей СССР — благодаря чудесам информационных технологий и крушению коммунизма примет воистину вселенский размах и дорастет до масштабов некоей всемирной стенгазеты неограниченного объема, в которой публиковать свои откровения можно самостоятельно, просто наклеивая их на неограниченное свободное место.
        Профессиональное творчество, которое тоже появляется в Сети, тонет в море претенциозной и самодовольной чуши. Впрочем, эта чушь обильно печатается и на бумаге — два графоманских мира переплетаются. И перепуганный читатель, бывает, приходит в натуральное отчаяние.
        Тем отраднее всякий редкий раз, когда убеждаешься, что поэзия не умирает, что появляются новые замечательные имена — немногочисленные, как и полагается в нашем неторопливом Божьем мире. Одно из первых мест в этом ряду, несомненно, занимает Александр Кабанов.
        Поэту повезло — в тридцать пять лет, накопив предостаточно жизненного и творческого опыта, он сохранил юношескую порывистость и отвагу, избавившись от детской спеси — или никогда не обладав ею?
        Его стихи энергичны. Современны. Благодарно опираются на наследие классиков. Смиренны и в то же время задиристы. И — на удивление пронзительны.
        Отчасти это достигается за счет примечательного сочетания самых что ни на есть сиюминутных примет двадцать первого века, со всеми его интернетами и ноутбуками, с тем, что раньше называлось вечными ценностями. Сосредоточься на временном — и выйдет самовлюбленный щенячий визг. Обратись исключительно к вечному — и получится анемичное символистское бормотание. Связать первое со вторым — одна из самых сложных и восхитительных задач для поэта. Надо сказать, что Кабанов решает ее блестяще.

        Сода и песок, сладкий сон сосны:
        Не шумит огонь, не блестит топор,
        Не построен дом на краю весны,
        Не рожден еще взяточник и вор.

        Но уже сквозняк холодит висок,
        И вокруг пейзаж — прям на полотно!
        Под сосною спят сода и песок,
        Как же им сказать, что они — окно?

        Плохая химия (сода обычно не лежит в земле, а получается на заводе), но какая восхитительная поэзия!
        Впрочем, большинство стихотворений книги не столь прозрачно — это поток образов, нанизанный на некую невидимую логическую нить, а не привязанный к чеканной мысли или четко очерченному событию. Я люблю такие стихи больше всего — ибо в них наиболее ярко проявляется магия поэзии, возможность выразить нечто, недоступное обыкновенному языку — да и другим видам искусства.

        ...что истина, когда — не признавая торга,
        скрывала от меня и от тебя
        слезинки вдохновенья и восторга
        спецназовская маска бытия.

        Оставь меня в саду на берегу колодца,
        За пазухой Господней, в лебеде...
        Где жжется рукопись, где яростно живется
        На Хлебникове и воде.

        О чем это? Почему? Не знаю, и знать не хочу. Знаю только, что — дух захватывает. И думаешь — у каких первоклассных преподавателей учился наш поэт, вполне овладевший таинствами языка сакрального, направляющего на читателя не логическую посылку, а лишь некое облачко призрачного и таинственного смысла.
        При этом Кабанов вовсе не зануда. Он не стесняется петь на высокой ноте, когда поется, а в других случаях — сам ослабляет пафос собственной речи то озорством, то ухмылкой, то полунепристойным словечком. Родина то поет ему «дамасскими губами» - поразительный, кстати, образ! — то снится в виде «красивой крысы — Отчизны — с краской томатной на тонких губах».
        Иной раз — вот парадокс — эта улыбка только усиливает пафос.

        Мы озябшие дети, наследники птичьих кровей,
        В проспиртованной Лете — ворованных режем коней.
        Нам клопы о циклопах поют государственный гимн,
        Нам в писательских жопах провозят в Москву героин...

        ...

        Пусть охрипший трамвайчик на винт намотает судьбу,
        Путь бутылочный мальчик сыграет «про ящик» в трубу!
        Победили: ни зло, ни добро, ни любовь, ни стихи.
        Просто — время пришло, и Господь — отпускает грехи.

        Чтоб и далее плыть, на особенный свет вдалеке,
        В одиночестве стыть, но теперь налегке, налегке.
        Ускользая в зарю, до зарезу не зная о чем
        Я тебе говорю, для чего укрываю плащом?

        Как легким ветерком, веет от этих строк ранним Бродским — но Кабанову нечего стыдиться. Он не заимствует чужое, а как бы цитирует его для собственных целей. Да и от нобелевского лауреата он берет не усталое всезнайство, которое пользуется сегодня столь высоким спросом, а волшебный холодок тревоги и беззащитности.
        Мир невозможно объяснить, с миром невозможно согласиться — не забудем, что эти стихи написаны в постиндустриальную эпоху, когда запас идеализма, накопленный человечеством, скудеет тем стремительнее, чем привлекательнее и обустроеннее становится внешняя, сугубо матерьяльная сторона нашей жизни.

        ...Над кармою, над Библией карманной,
        над картою (больничною?) страны —
        поэт — сплошное ухо тишины
        с разбитой перепонкой барабанной.
        Наш сын уснул. И ты, моя дотрога,
        Курносую вселенную храня,
        Не ведаешь, молчание — от Бога,
        Но знаешь, что ребенок — от меня.

        Мир остается прекрасным — и постижимым на единственно возможном языке. Языке высокой поэзии. Или любви, что одно и то же.


  следующая публикация  .  Все публикации  .  предыдущая публикация  

Герои публикации:

Персоналии:

Последние поступления

06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
02.06.2019
Дмитрий Гаричев. После всех собак. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2018).
Денис Ларионов

Архив публикаций

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service