Сергей Шаргунов, сын известного священника Александра Шаргунова, молодой писатель, журналист, литературный критик, лауреат премии «Дебют», — пожалуй, один из самых интересных персонажей современной русской литературы. До выхода этой книги я, признаться, не воспринимал Сергея Шаргунова вполне всерьез. Ну не могу я всерьез читать повести, которые называются, например, «Ура». С «телеграфным стилем» на манер Бориса Пильняка. Результаты «Дебюта» тогда оглашали в ресторане «Прага», где некогда любили покушать икорку из серебряного ведерка модные писатели начала ХХ века — Горький, Бунин, Куприн, Леонид Андреев и др. И вот двадцати с чем-то летний красавчик-брюнет Сережа Шаргунов вышел и отказался от премиальных денег в пользу тогда сидевшего в саратовской тюрьме Эдуарда Лимонова. Результаты премии объявлял другой Эдуард — Эдвард Радзинский. И публика собралась соответствующая. Но решение красивого парня было встречено аплодисментами. Надо ж! Такой молодой бессребреник! Отдает деньги в пользу литературного собрата! И в «Праге» вновь повеяло началом ХХ века, пронеслась по ампирному залу тень Максима Горького, тоже преследовавшегося и получавшего поддержку «отказников». Чехов и Короленко отказались оставаться членами Императорской академии наук по разряду изящной словесности, когда Николай II вычеркнул из ее списков Горького. И так было вплоть до последней книги — «Птичий грипп». Мне кажется, здесь из Шаргунова «вылупился» серьезный писатель, со своим стилем, своим ощущением России. Но самое главное — со своим опытом, прожитым, прочувствованным и продуманным. Книга посвящена молодежным политическим движениям России. Помотавшись как журналист по всевозможным политтусовкам, Сергей Шаргунов вышел из этой чехарды с чувством глубокого омерзения. Парень, что называется, обжегся. Но, обжегшись, не стал ни ныть, ни стебничать. Просто и внятно описал свой опыт, как примерно Лев Толстой (не сравнивая, конечно, масштабы) когда-то описал свой военный. Шаргунов показал молодые лица политической России. И увидел в них... разные породы птиц, повально зараженных птичьим гриппом. Писатель отличается от репортера тем, что умеет обрисовать явление в целом, повертеть им перед глазами читателя, как кристаллом, сразу показав все грани. Вот это умеет Сергей Шаргунов. Книга получилась жесткая, выстраданная, но при этом с иронией, даже с интимными нотками, как в чудесном рассказе «Курица-шахидка» — о чеченке, приехавшей взрывать себя в Москве. В целом рассказ вышел любовно-грустный, жалостливый и озорной одновременно. Чеченочка живет в квартире рассказчика (родители на даче), ждет сигнала к теракту, а рассказчик, молодой красивый парень, ничего об этом не зная, но, возможно, догадываясь, безуспешно пытается ее соблазнить. И вот когда чеченская Джульетта и русский Ромео уже близки к первой соловьиной ночи, звучит сигнал. Взрывное устройство не срабатывает, «курицу-шахидку» вяжет милиция. О том, что с ней сделают в участке, лучше не думать, не представлять... Этот финал автор целомудренно не написал. И правильно сделал. Вообще одно из главных достоинств писателя — чувство меры и такта. Даже когда пишешь о смрадном и даже особенно когда о смрадном. И я думаю, именно это чувство меры и такта, то есть, в конце концов, литературного вкуса, прежде всего и обещает в Сергее Шаргунове действительно большого писателя. Однако не будем загадывать. Подождем...
|